Охота на кефалевых в Черном море
Сначала мне вообще не верилось в то, что я когда-нибудь смогу подстрелить кефаль. С того момента, когда еще в детстве я впервые увидел эту рыбу в ее родной стихии, такую стремительную, красивую и недоступную, я стал мечтать об этом. Но не мог! Помогли советы профессионала, появился ценный опыт - делюсь... Засада - выход рыбы - выбор цели - короткая проводка - выстрел -пересадка на кукан. Так происходит охота на кефаль у профессионалов, для которых 10-15 кг рыбы за день - средний результат. Но, думаю, что и они в свое время прошли те же этапы знакомства с охотой на кефаль, что и я.
1 этап:
Море! Рыбки (зеленухи)! Красиво! Но кефали не вижу, несмотря на то, что проплывающие мимо охотники тащат полные куканы.
2 этап:
Кефаль! Косяк! Вижу: вот они мчатся, смотрят круглыми любопытными глазами, серебряная карусель вокруг! Все, нету. А что это у меня в руке? А, ружье! А чего же я не стрелял?
3 этап:
Увижу - выстрелю, увижу - выстрелю, увижу - выстрелю... Увидел. Выстрелил. Ругаюсь, пуская гневные пузыри. Все уплыли, вокруг пусто. Подбираю со дна пустой гарпун, клянусь себе в следующий раз сначала прицелиться.
4 этап:
Вот они! Нет, стрелять в кучу не буду, уже ученый. Сначала выберу цель. Вот этот хороший, целюсь. Нет, тот еще лучше! А вот просто монстр! Эй, куда все делись? Опять ругаюсь.
5 этап:
Вижу и выбираю реально доступную ближайшую цель, совмещаю линию взгляда с линией гарпуна и рыбой, плавно жму на спуск - и вот, о, счастье! Закружилась, засверкала, забилась вместе с массивным гарпуном такая долгожданная добыча!
Если сразу не схватить двумя руками - разорвет себя и сойдет. Эта рыба создана для того, чтобы свободно мчаться в большом синем море, ее жизнь - скорость, движение, а неподвижность, неволя - смерть.
Все кефалевые совершают сезонные миграции. С начал весны кефаль покидает бухты, служившие "зимними квартирами", и начинает движение в сторону своих кормовых баз и нерестилищ. Сигналом к началу миграции служит прогрев воды до 13-14 градусов по Цельсию; как правило, это происходит где-то в начале апреля, хотя возможны и значительные отклонения -рыбе "до лампочки" наш календарь, все зависит от фактической погоды в каждый конкретный сезон.
Попытаемся разобраться в причинах, по которым новичок тормозится на каждом из перечисленных этапов.
Чтобы рыбу подстрелить, ее сначала надо найти. Это искусство, которому можно учиться всю жизнь, но постичь на сто процентов невозможно, поскольку на поведение рыбы влияет огромное количество факторов, а точнее, комбинаций из факторов, из которых, вполне возможно, науке известна лишь небольшая часть: время года, время суток, температура и прозрачность воды, атмосферное давление, освещенность, направление и сила ветра и течения, рельеф дна и так далее. Причем у каждого уважающего себя охотника есть масса собственных теорий о том, как правильно искать рыбу, часто весьма спорных с точки зрения других продвинутых охотников. Тем не менее, когда речь идет о кефалевых, есть некоторые базовые принципы, бесспорные для большинства.
Во-первых, кефаль очень пугливая рыба, и, чтобы ее хотя бы увидеть, надо научиться правильно вести себя в воде: не делать лишних движений, постараться расслабиться и слиться с морем, вести себя в воде не как человек, попавший в чужеродную среду, а как морское животное. В этом деле правильный подбор снаряжения имеет очень важное значение. Поскольку охота на кефаль происходит, как правило, на сравнительно небольших глубинах - от 0,5 до 7-8 метров, нужно грамотно отгрузиться, чтобы на минимальной рабочей глубине иметь небольшую отрицательную плавучесть. Ласты нужны не слишком длинные и с резиновой лопастью, так как пластиковая, касаясь дна и камней, создает шум. Многие "кефалятники" используют трубки с набалдашниками различных конструкций, создающими воздушную пробку, которая не дает воздуху под водой выходить из трубки, тем самым устраняя булькающий звук в начале нырка, который отпугивает рыбу. Есть и более простой способ: в начале нырка выплюнуть загубник, и воздух из трубки выйдет бесшумно.
Все кефалевые совершают сезонные миграции. С началом весны кефаль покидает бухты, служившие "зимними квартирами", и начинает движение в сторону своих кормовых баз и нерестилищ. Сигналом к началу миграции служит прогрев воды до 13-14 градусов по Цельсию; как правило, это происходит где-то в начале апреля, хотя возможны и значительные отклонения - рыбе "до лампочки" наш календарь, все зависит от фактической погоды в каждый конкретный сезон. Своего пика миграция достигает в мае, иногда рыба сбивается в огромные косяки, сплошной лентой растянувшиеся на несколько сот метров. В начале лета интенсивность хода кефали постепенно идет на спад, поведение рыбы меняется,теперь она никуда не спешит и для нее главная задача - восстановление сил после зимней "диеты". Начинается летнее межсезонье.
Пасется кефаль, совершая периодические набеги на галечные пляжи и отмели, появляясь неожиданно и так же неожиданно исчезая. Периодичность и время как появления, так и ухода рыбы зависит от особенностей каждого конкретного места и определяется только путем наблюдений в течение достаточно продолжительного отрезка времени (хотя бы несколько дней), а также методом опроса аборигенов. Лично я заметил, что некоторый спад активности кефали приходится на время между 11:00 и 15:00, в остальное время пики активности могут быть, в принципе, в любое время. Причем, как уже говорилось, предсказать поведение кефали с высокой степенью вероятности практически невозможно из-за обилия и неизученности всего комплекса факторов, влияющих на него. Я хочу сказать, что если, к примеру, охотник обнаруживает рыбу, пасущуюся на отмели, замечает время суток, направление и силу ветра и течения, температуру воды, другие факторы, влияющие, по его мнению, на поведение рыбы, то совершенно не обязательно на другой день (или в любой другой из дней), даже при полном совпадении всех перечисленных факторов с теми, которые зафиксированы в "рыбный день", он обнаружит рыбу на том же месте и той же глубине. Мы - не рыбы, наши органы чувств различны, мы не можем видеть и ощущать то же, что и обитатели подводного мира, поэтому неудивительно, что часто поведение рыбы не поддается нашей логике.
Конец августа - время начала обратной миграции кефали. Отнерестившаяся рыба движется в сторону своих зимних убежищ, добирая по пути жирок для долгой голодной зимовки. Слишком рано прятаться рыбе нет резона, но и с наступлением зимнего похолодания и периода штормов оказаться вне убежища нежелательно, поэтому осенняя миграция протекает в более медленном темпе, чем весенняя, ускоряясь при похолодании воды, и, как правило, завершается к концу ноября.
В межсезонье искать кефаль надо в местах кормежки, обследуя небольшие бухточки и галечные отмели, сочетая активный поиск с залежками. Трех-четырех грамотных залежек на одном месте достаточно; если рыба не обнаружена, надо двигаться дальше. В этот период рыба, как правило, особенно осторожна, страх пересиливает врожденное любопытство, и сама она близко не подходит. Чтобы, обнаружив пасущуюся кефаль, не остаться без добычи, нужно подкрасться к ней, не спугнув, а это очень нелегко. Требуются навыки, приобрести которые можно лишь "в бою", и главное, что при этом следует помнить - рыба реагирует на движение "боковой линией", органом чувств, фиксирующем даже самые незначительные колебания воды, поэтому неважно, в какую сторону она при этом смотрит. Чем меньше охотник делает резких и вообще лишних движений, тем больше у него шансов быть незамеченным. Так что забудьте про ласты, двигаться нужно, цепляясь за неровности дна буквально кончиками пальцев, "медленно и печально". Тут не помешает хорошая задержка, и, в итоге, с рыбой будет самый смелый, ловкий и умелый. Рыба, добытая в такой ситуации - это особенно ценный трофей, повод для гордости своим профессионализмом.
В периоды осенней и весенней миграции с наибольшей вероятностью встреча с кефалью происходит на мысах и отмелях, так как рыба никогда не огибает их на расстоянии, при этом двигаясь вдоль ровной береговой черты часто на недостижимых расстояниях и глубинах. Зная эту особенность поведения кефали, в периоды хода рыбы с выбором места охоты проблем быть не должно. Подходит любой, даже незначительно выдающийся в море участок берега или отмель.
Основной тактический прием - засада. Для нее лучше выбирать естественное укрытие (камень, гряду, углубление в дне), оставляющее максимальный обзор и не ограничивающее свободу маневра. С наибольшей вероятностью рыба выйдет на охотника с направления, характерного для данного сезона, но может подойти и с самой неожиданной стороны.
Как бы чудесно вы ни спрятались, слившись с ландшафтом и превратившись в поросший водорослями валун, рыба все равно обнаружит ваше присутствие своими органами чувств раньше, чем вы ее. Но, поскольку кефалевые, как и большинство пелагичесих рыб, весьма любопытны, наличие чужеродного объекта вызовет их интерес и желание разглядеть поближе, дабы выяснить, нельзя ли тут чем-либо поживиться (конечно, при условии, что этот объект не пускает пузыри и не колотит по дну элементами снаряжения). Поэтому они подойдут. Посмотрят. И уйдут, оставив вам в награду лишь воспоминания о безумно красивом зрелище: стремительные серебряные торпеды, мчащиеся в толще воды, любопытные круглые глаза, мощные хвостовые плавники... Об этом можно написать поэму, и, в общем-то, волнующая прелесть, грация и красота движения этих рыб и делают охоту на них занятием, обеспечивающим бурю эмоций и мощный впрыск адреналина в кровь.
Лежишь в засаде. Тишина и покой царят в подводном царстве. Обманутые неподвижностью охотника незачетные обитатели придонного слоя -зеленушки, ласкири, окуньки - снуют вокруг, не нарушая своим скромным присутствием величественный покой моря. И вдруг - вначале это всегда подобно разряду тока - вся эта идиллия взрывается градом серебряных метеоритов, с безумной скоростью мчащихся мимо, мир вокруг переключается на бешеный ритм, и если тумблер в голове щелкнет недостаточно быстро, до выстрела дело не дойдет.
Этот же фактор обуславливает поначалу и большое количество промахов, ибо всплеск эмоций, испытываемых неподготовленным человеком при виде такого зрелища, не способствует меткой стрельбе, а на то, чтобы "прийти в меридиан", времени нет.
***
Для охоты на быстро движущуюся пелагическую рыбу подходит только оружие с очень мягким спуском, ибо в условиях, когда на прицеливание отводятся доли секунды, малейшее сопротивление курка вызывает отклонение ствола, скорректировать которое уже весьма сложно.
Не углубляясь в дебри вечного спора приверженцев арбалетов и пневматов, скажу, что подавляющее большинство черноморских охотников использует для охоты на кефаль (как, впрочем, и на остальную рыбу) пневматы со среднерасположенной рукояткой и гарпуном с наконечником-трезубцем (иногда зубцов бывает и больше - пять, семь). Это не значит, что арбалетом нельзя "взять" кефаль -достаточно вспомнить тот факт, что на соревнованиях, проходящих на Черном море, многие спортсмены занимают призовые места, используя арбалет. Однако я убежден, что, учитывая особенности поведения кефали, максимально эффективным оружием для охоты не нее является именно вышеописанный пневмат.
Поскольку для того, чтобы обеспечить эффективное поражение из арбалета быстродвижущейся пелагической рыбы, имеющей "броневую защиту" в виде довольно прочной чешуи, необходим арбалет с длиной трубы как минимум 90 см (будет короче -выстрел получится слишком слабым), то с учетом расположения рукоятки (имеющей длину около 15 см) на заднем конце ружья и того факта, что наконечник гарпуна выступает в среднем на 30 см от переднего конца трубы, приплюсовав дистанцию от лица охотника до рукояти, получаем в итоге дистанцию от глаза охотника до наконечника гарпуна, приблизительно равную 1,5 м. Таким "шпалером" осуществить маневр в случае отклонения направления выхода рыбы от ожидаемого более чем на 30 градусов, при этом не спугнув рыбу, практически невозможно даже при условии хорошей видимости, которая бывает в нашем родном Черном море - с его сниженной соленостью - не слишком часто.
Если же прозрачность воды невысока и вы в момент залежки обнаруживаете косяк, идущий справа или слева от вас на расстоянии 2-3 метра (а именно так и происходит, когда видимость из-за шторма или дождя снижена), то шансы на удачный выстрел из такого арбалета очень малы. Можно, конечно, проявить чудеса ловкости и мастерства и взять-таки рыбу из своей родной рогатки и при таком раскладе, что и демонстрируют на соревнованиях, проходящих на Черном море спортсмены - приверженцы арбалетов. Честь им за это и хвала! Но мы-то говорим об удобстве и эффективности. Думаю, что в вышеописанной ситуации уместнее мощный пневмат с наконечником-трезубцем, снижающим риск промаха, когда на прицеливание отводятся доли секунды, и благодаря среднерасположенной рукояти дающим возможность поражать рыбу на дистанции от 0,5 метра, при этом им можно при наличии минимальных навыков маневрировать на 180 градусов, не спугнув рыбу.
Нельзя не сказать и о недостатках пневматов. При умеренной закачке гарпун, пролетев 2,5-3 метра, как правило, отклоняется от заданного направления (влияние трезубца). Этот недостаток охотники пытаются компенсировать с разной степенью успешности при помощи различных примочек типа хвостовика-стабилизатора на скользящей втулке, тройника-крыла и т.д. Другой недостаток пневмата частично лишает смысла эти ухищрения - через мгновение после выхода гарпуна из ствола раздается громкий щелчок, который издает поршень, фиксируемый надульником. Этот звук пугает рыбу, она совершает рывок в сторону, поэтому, если дистанция достаточно велика, рыба успевает избежать встречи с гарпуном.
Но применительно к охоте на кефаль указанные недостатки не слишком важны. Как уже говорилось, кефалевые очень любопытны, и если правильно вести себя в воде, стрелять придется с минимальной дистанции.
Итак, снаряжение, психологическая готовность к встрече с рыбой, соответствующее оружие - все готово, теперь дело за вами! Хотя самое ценное - это, конечно, личный опыт. Уверен, что тем, кто только начинает (или собирается начать) свое знакомство с охотой на кефалевых, все изложенное выше поможет приблизить день, когда охота принесет не только эстетическое удовольствие, когда, выйдя из воды, вы будете гордо волочить на кукане красивую серебристую добычу на зависть и восхищение тому, кто будет ждать вас на берегу. Удачи!