Экстремальная рыбалка на Донце
История эта случилась в 2005 году. По определённым причинам практически всё лето мне пришлось провести в деревне. Рыбачил, в основном, на прудах, но хотелось на реку. И вот, глядя на карту, в голове зародился следующий маршрут - Караван (как исходная точка), Охочее, Первомайская трасса, Великая Гомольша, Сухая Гомольша и, наконец, Донец.
Реализация надуманного состоялась 15 августа. Сразу же начались неприятности. В Великой Гомольше, как знамение, лопнула камера на заднем колесе моих Жигулей. Установив запаску и уточнив направление движения у местных жителей, на свой страх и риск мы двинулись дальше, уже по грунтовой дороге. Один из местных, как-то так ехидно улыбаясь, на случай, если машина застрянет, предложил нам помощь своей «Нивы». Вначале дорога шла по широкому просвету, ограниченному по сторонам могучим дубовым лесом, который стоял стеной, потом свернула в лес.
На пути стали встречаться лужи, причем, чем дальше в лес, тем глубже и длиннее становились водные преграды. Остановившись перед очередной из них, чтобы палкой промерять глубину, мы встретили армейский ГАЗ-66, который сходу форсировал возникшее перед нами препятствие. В кузове сидели человек пять рабочих, вероятно, занимающихся заготовкой древесного угля. Смотрели они на нас с неподдельным любопытством. Причина любопытства стала понятна, когда перед нами возникла очередная лужа, глубина которой была с полметра. Было очевидно, что через это препятствие нам не пробиться, решили возвращаться назад и ехать в обход, через Змиев.
Руководствуясь картой, так как дальше Черкасского Бишкина мне заезжать не приходилось, мы двинулись через Черкасский и Нижний Бишкин всё к той же Сухой Гомольше. В самой Гомольше новая проблема - дорога к реке проходила через крутой спуск, с глубокой канавой посреди колеи. На него, в случае дождя, и на внедорожнике выехать вряд ли удалось бы, не говоря уже о «Жигулях». Но мы решительно настроились пробиться к реке и ни о чём другом уже не думали.
Спустившись чуть ли не по отвесной дороге, переехав через хлипкий мосток из деревянных бревен, мы снова въехали в лес. Там свернули в первый попавшийся правый поворот, двигаясь по которому уткнулись в болотистый участок, переезд через который был выложен брёвнами. Если здесь капитально усадить машину, то положение станет просто плачевным, глушь как в стихотворении Мережковского...
Решаю дальше пройтись пешком, разведать обстановку. К реке вышел минут через пятнадцать. Это только на первый взгляд местность показалась дикой и безлюдной. Берег Донца был забит лагерями рыбаков и просто отдыхающих, повсюду стояли папатки и машины, я увидел даже один трактор с прицепом, на воде плавала дюжина лодок.
Вернулся назад и изложил суть увиденного своему попутчику Вове. Решили прорываться. Как и ожидалось, машина села. К счастью, где-то через час, с помощью возвращающегося с отдыха семейства, моего железного коня удалось вызволить из болотного плена. Наши спасители по определению не могли поступить иначе - им нужно было освободить проезд. Вопрос заключался лишь в одном - куда толкать машину в сторону реки или наоборот? Естественно, что мы выбрали первый вариант.
Наконец-то мы на берегу! Вот только все места, где можно было бы стать, заняты. Решили машину оставить под охрану одной их отдыхающих компаний, а сами сплавиться вниз по течению. Уложив в лодку весь свой рыболовный скарб и запас провизии на день (завтра собирались возвращаться), мы с Вовой двинулись в путь, теперь уже водный.
Несколько пет назад мне уже приходилось рыбачить на этом участке реки. По правому рукаву Донца, ниже его раздвоения, есть песчаная коса, которая хорошо подходит как для разбития лагеря, так и для рыбалки.
Приплыли. От былой косы не осталось и следа - всё или смылось, или ушло под воду. В любом случае, берег для паркования был абсолютно непригодным. Поскольку время уже приближалось к закату, то дальше сплавляться не стали. Зацепившись за корни нависающего над водой дерева, кое-как пришвартовались и выбрались на берег. Установили палатку. Немножко выпили, после такой дороги грех не расслабиться. Забросили снасти. До полуночи, пока не закончился выползок, нам даже удалось поймать несколько небольших сомят.
Проснулся я ночью от шума барабанящего по крыше палатки дождя. Палатка потекла. Мы стали промокать. Вначале ноги, потом спина, плечи и всё остальное. Рассвет встретили, сидя в текущей по всем швам китайской палатке и наблюдая за пузырями на воде. С учётом того, что вначале нам нужно было пробраться к машине, которая находится в полутора километрах выше по течению, а потом ехать сквозь теперь уже точно непроходимые участки, нам было невесело.
Только к обеду дождь стал утихать. Проплыть вдвоём со всем имуществом в полуторной лодке по быстрине было нереально. Берег тоже был непроходим - его пересекали несколько болотистых притоков. Решили так - вначале отвожу вещи, а потом возвращаюсь за Вовой.
Маневрируя поперёк реки и выбирая участки с обраткой или наиболее слабым течением, первую сотню метров я проплыл без особых затруднений. Дальше Донец сужался, и, как следствие этого, убыстрялось течение, причем, без какой-либо возможности его обойти. Налегая на весла с максимальной силой, решил форсированным броском преодолеть быстрину. Отработав в таком режиме минут пятнадцать, я продвинулся не более чем на 15 метров. И когда до спасительной ветки, за которую можно было ухватиться и отдохнуть, оставалось, что называется, рукой подать, сломалась стеклопластиковая трубка одного из весел. С таким трудом отвоёванные метры снова поплыли в обратном направлении. Зацепился за тростник. Хорошо, что хоть лопасть весла не утонула, вставляю в неё первое звено от раскладного подсака, перематываю изолентой и снова на форсирование струи.
Доплыл. С машиной, слава Богу, всё в порядке (были всякие мысли нехорошие, компания-то незнакомая). Возвращаюсь за Вовой. Второй раз форсировать струю не стали, переплыли на противоположенный берег, и, взяв лодку за нос и корму, пешком пошли к развилке. Выше развилки река расширялась, и, следовательно, течение там было не такое сильное. Без особых проблем прошли тиховодный участок реки, и наконец-то приблизились к машине. Во время причаливания, у Вовы, стоявшего одной ногой на берегу, а другой в лодке, разъехались ноги, и он окунулся по грудь в воду, вместе с одной из последних на тот момент моделей телефона. Вскоре сел аккумулятор на моём. Мы остались без связи.
Пошёл проверить болотистый участок дороги на предмет проходимости. Картина передо мной открылась такая - дороги не было вообще! Братва, выехавшая на пикник на тракторе, да ещё зачем-то с прицепом, возвращаясь назад, и без того раскисшую после дождя дорогу убила полностью. Возвращаюсь на берег, пытаюсь выяснить у других рыбаков - нет ли отсюда другого выезда. Нет. Сегодня нам не прорваться, и значит, на работу я завтра не попадаю.
Руководствуясь принципом: утро вечера мудренее, заночевать решили на одном из освободившихся участков берега. Предусмотрительно прихваченной лопатой на опушке леса я наковырял десятка с два крупных червей, по виду похожих на выползков. Теперь всё наоборот - есть наживка, но нет места, где забросить снасть. На ночь удалось найти место только для двух донок.
Вечер. Перекусили зажаренным на костре сомиком и прикормом. Закончилась вода. Но самые большие неприятности исходили от озверевших в тот день комаров, непонятно каким образом просачивающихся в, казалось бы, плотно закрытую палатку или салон машины. Включишь свет, прихлопнешь, а через минуту снова ненавистный писк.
Ночью река преобразилась от обилия фонарей, фонариков, керосинок, всевозможных лодок, а также плюханья, бульканья, скрипа уключин, отборного мата и прочих романтических вещей. Такое впечатление, что мы не в глуши, а где-то на Пушкинской в два часа ночи.
Выплыв на рассвете со спиннингом к кувшинкам на противоположном берегу, я с первого же заброса зацепился за сеть. Вот она, причина всего ночного безобразия. А я ещё удивился, если это ловят леща на удочки или сома на донки, почему шумят так?
Мучила жажда. Обошёл всех отдыхающих в округе, но не выпросил даже кружку воды. Спрашивал - есть ли здесь источник? Все только пожимали плечами. Мы стали собираться.
На преодоление болотного участка дороги у нас ушло часа четыре. Вначале мы собирали валежник в близлежащем лесу и выкладывали им дорогу. Сверху поленья прикрывали кусками выкопанного на лугу дерна. Удачно проскочив импровизированную переправу, метров через сто наткнулись на наполнившуюся после дождя лужу с колеей, под стать тракторным колесам, сразу за которой начинался подъем. С таким трудом возведённую переправу позади нас разобрали, чтобы из освободившегося материала соорудить новую. От напряжённой работы жажда стала просто нестерпимой. Здесь меня осенило - а что там у меня в бачке стеклоомывателя? С каким наслаждением мы глотали те несколько глотков воды, что достались каждому.
Проехав метров двести, снова наткнулись не непроходимый участок, только вдобавок ко всему, дорога имела боковой уклон. Сгоряча хотел было проскочить его сходу, но на первых же метрах бездорожья машина пошла в занос. С Вовиной помощью сдаю на зад. Участок удалось объехать, просто свернув с дороги и буквально протискиваясь между деревьями.
К развилке пробились. Дальше было два варианта развития событий: поехать той дорогой, которой мы ехали сюда, или свернуть направо и попытаться проехать в Коропово через незнакомый лес. В первом варианте нас ожидал очень опасный деревянный мостик, с которого запросто можно было сползти в воду, а в случае его удачного прохождения совершенно непреодолимый после дождя подъем, Второй нам подсказал один из рыбаков' который, не скрывая своего любопытства, решил поинтересоваться, как мы проехали сюда на «Жигулях», а главное, как собираемся выезжать, так как сам он на «Ниве» проехал сюда с трудом. Выбрали второй вариант.
Дорога все время петляла не только вправо-влево, но и вверх-вниз. В местах развилок нашим путеводителем были следы от Нивы, вот где пригодился опыт занятий по следопытству во время службы в Пограничных войсках. Форсировав ещё с десяток луж, мы, наконец-то, выехали из леса в какой-то населённый пункт, как оказалось впоследствии - Коропки. В первом же дворе вдоволь напились. На машину же было больно смотреть: грязная, с оторванным зеркалом, молдингом и повторителями.
Казалось бы, что после такого экстрима охота к подобным путешествиям должна пропасть надолго, но не прошло и нескольких дней, как мы, склонившись над картой, как генералитет перед наступлением, разрабатываем новый маршрут...