Ловля хариусов и тайменей

Автор: М. Савельев (Оригинал: В гостях у хариусов и тайменей)

Много незабываемых встреч с этими удивительными рыбами было у нас летом в Ямало-ненецком национальном округе на реке Лагорте - притоке Войкара.

В верховьях Лагорты на порогах, перекатах и быстринах крупного хариуса можно увидеть почти всегда. Часто даже не нужно отыскивать его: стайки непуганых красавцев с большим плавником с любопытством встречают пловцов в своих подводных угодьях. Под водой хариус красив вдвойне: спина серовато-зеленая, бока светло-серые со слегка буроватыми полосками, брюхо серебристо-белое, плавники оранжевые и фиолетовые. Хариус не любит, когда подводный пловец делает резкие движения. В этом случае стайка скатывается по течению или, наоборот, лавируя между камнями, обходит подводника против течения слева либо справа, словно понимая, что состязаться с ней пловцу в этом случае обычно бессмысленно. При попытке повторить виртуозный проход через хариусную стайку стремительный поток тут же сносит пловца. При плавном сближении стайки позволяют подплывать к ним очень близко, и вот здесь, закрепившись при удаче у какого-нибудь подводного или надводного камня, можно порою очень долго любоваться рыбами Исключительная прозрачность воды позволяет иногда подсмотреть скрытую от постороннего взгляда жизнь сразу нескольких разрозненных стаек...

Вот в стороне, у большого серого камня метрах в пяти от меня, расположившись головами против течения, мирно пасется стайка из шести хариусов. Многие, перемещаясь прямо у дна, искусно лавируя среди хаотического нагромождения скального грунта, что-то щиплют с обросших мшистым покровом камней. Кстати, один из пойманных впоследствии хариусов из этой стайки помог нам раскрыть содержание их рациона: кроме илоподобной массы и непереваренных насекомых в желудке рыбы мы, к своему большому удивлению, обнаружили очень много мельчайших камушков, по размерам приближающихся к песчинкам.

Невдалеке пенящихся быстрых струй в поисках корма мигрирует еще одна стайка из трех хариусов. Находясь вполводы, они что-то выискивают в проносящемся водном потоке и, проглатывая съестное, медленно пошевеливают своими белесыми губами Временами кто-либо из стайки быстро вспархивает к поверхности и, подхватив проплывающее насекомое, плавно опускается на свое место вновь. Близко наблюдая за хариусами, невольно каждый раз останавливаешь взгляд на огромном спинном плавнике, который отличается большим разнообразием расцветки. У одних хариусов цвет плавника почти монотонный, не броский. У других раскраска его необычно яркая и красивая: внешняя верхняя оранжевая каемка постепенно сменяется сине-голубой и далее раскрывается желтовато-сероватое поле, сплошь усеянное красными крапинками.

Зависнув у омута и дождавшись возвращения поначалу уплывших рыбин, испытываешь такое ощущение, что ты находишься внутри большого аквариума. Чистая как слезинка вода, великолепный обзор по сторонам и медленно плавающие в толще воды с полностью раскрытыми плавниками рыба усиливают это впечатление. Постепенно привыкая к пловцу, хариусы без особых опасений снуют рядом Наиболее любопытный и почти безбоязненный хариус несколько раз подплывал к нам на расстояние вытянутой руки. Любопытным взглядом он рассматривал меня, как будто что-то ожидая. Не ждет ли он и на самом деле чего-либо? Возможно, корма?

И тут как бы сама собой рождается поначалу кажущаяся совершенно неосуществимой мысль: а не попробовать ли подкормить эту осторожную рыбу? Ведь удалось же братьям Лугер путем многолетней дрессировки приучить близкую сестру хариусов еще более осторожную форель делать очаровательные акробатические трюки! А начинали они как обычно - е подкормки червями стаи форелей, обитающих на свободе в мельничном ручье. Но у братьев Лугер было много времени, а у нас?

...Вечереет, но начать эксперимент с подкормкой стаи решаю немедленно. Доброжелательное отношение ко мне здешнего хариуса все же вселяет кое-какую надежду. А удачное стечение обстоятельств - на этом месте мы решили сделать три дневки - позволит несколько раз повторить эксперимент! Не тратя времени, быстро всплываю на берег и в пол-сотке метров ниже омута после нескольких забросов спиннингом выуживаю яростно сопротивляющегося килограммового красавца. Хариус - рыба нежная, и пока я готовлю полиэтиленовые мешочки, он быстро засыпает. Мясо этой рыбы и пойдет на подкормку.

Уложив в небольшой полиэтиленовый пакетик кусочки мелко нарезанной рыбы, возвращаюсь к прежнему омутку, где в Лагорту несколькими рукавами впадает речка Безымянная. Осторожно вплывая в омуток, замечаю

уже знакомую хариусную стайку В наступающих сумерках хариусы ведут себя еще более безбоязненно. В плавном, как бы замедленном вечернем хороводе, расправив все плавники, они кружатся в омутке подобно каким-то нереальным, сказочным рыбам. А вот и мой ручной знакомей с чуть-чуть заметным белым пятном на хвостовом плавнике.

Заплыв метра на три вверх по течению, выдавливаю из пакета захваченный для хариусов прикорм. Кусочки рыбы, белыми пятнышками чуть-чуть оседая в воде, выносятся прямо в центр хариусной стайки Несколько мгновений томительного ожидания, сомнений и... удача! Взаимопонимание достигнуто!

«Безбоязный» смело хватает прикорм, и кусочки рыбы один за другим бесследно исчезают в его белесой пасти. Несколькими мгновениями позже к трапезе присоединились еще три хариуса, а вскоре и вся стая уверенно расправляется с приношением. Выдавливаю из пакета остаток корма. Хариусы явно смелеют и бойко подхватывают плывущие по воде и оседающие лакомые кусочки. Вскоре все было съедено. «Безбоязный» смело подплыл ко мне и, плавая рядом, как бы беззвучно просил повторить все сначала.

Ранним утром следующего дня я снова прикармливал хариусов. Разнообразив прикорм, я захватил второй пакетик с кусочками хариусной икры, надеясь, что для моих знакомцев она будет еще большим лакомством. Подплыв к началу омута, выдавливаю на виду у стайки содержимое обоих пакетов... И хариусы вновь не заставили- себя долго ждать: довольно бесцеремонно рыбы начали поедать корм. Однако, к моему удивлению, икра у них в почете не была. Охотно заглатывая кусочки рыбы, они с некоторой леностью брали в рот кусочки с икрой и, выбрав икринки, выплевывали остатки пленки.

Еще трижды удалось мне потчевать приглянувшуюся хариусную стайку. «Безбоязный» подходил на расстояние вытянутой руки, значительно ближе подплывали и другие рыбы. Какого-то антагонизма или яркого соперничества среди хариусов в попытке захватить корм или отогнать соседа от лакомого кусочка ни в одном из случаев я не заметил...

В устье все той же Безымянной речки произошло у нас несколько встреч с двумя тайме-шатами. По длине приближаясь к метру, они в отличие от своих взрослых сородичей оказались не так пугливы: теснясь и отступая, таймешата скатывались вниз, но от устья речки далеко не уплывали. Несколько раз нам удавалось подплыть к ним на расстояние двух-трех метров. При нашем приближении таймешата обычно уходили в центр струи, однако противоборство с течением вели недолго: мощно работая хвостом, они постепенно вновь подплывали к берегу, ища укрытие в более спокойных потоках. И вот здесь, почти без движения сплавляясь по течению, можно было подплыть к ним наиболее близко. Держась в полуметре ото дна и расположившись широколобой головой против струи, они издали пристально наблюдали за нами. Почти не дыша, слегка подправляя ластами положение своего тела, держась вдоль берега, мы подплывали к рыбам еще ближе. И вот уже совершенно отчетливо просматриваются их тупорылые головы, медленно движущиеся жаберные крышки и буравящие пловца небольшие черные глазки будущих речных разбойников-исполинов. Бойкая хариусная стайка безбоязненно снует прямо под носом одного из них, по-видимому, ничуть не опасаясь нападения. На фоне плавающей хариусной стайки таймешата резко выделяются своими внушительными размерами и ярко-пламенной окраской хвостового оперения. Пытаясь подплыть еще ближе, видимо, нарушаем дозволенный нам интервал - таймешата, словно по команде, одновременно разворачиваются и, попадая в струю, плавно скатываются вниз. Уже не таясь, покинув спасительную береговую кромку, ныряем и мы - но в быстром потоке наши силы, бесспорно, не равны. Нас быстро проносит в стороне над тайменями и, развернув, уносит в центр реки. На следующий день почти все повторяется: пара таймешат стоит там же, хариусы беспечно плавают невдалеке от них, но дозволенная нам дистанция возрастает уже до четырех-пяти метров.

Несколько раз встречались мы и со взрослыми особями. Но в отличие от таймешат они вели себя намного осторожнее и при нашем приближении немедленно исчезали в бурлящих потоках быстрых прозрачных струй. Уход взрослых тайменей от подводных пловцов тем не менее не носил панический характер - скорее это было вынужденное отступление знающей свою силу рыбы перед все же превосходящим ее по размеру подводным пловцом.

 

Вернуться на предыдущую страницу

2009 © Все права защищены, при любом использовании материалов данного сайта, активная гиперссылка на pro-udochka.ru обязательна