Рыбалка в Карелии

Карелия — страна необычайной красоты природы и рыболовных возможностей. Природа севера России в корне отличается от привычной для большинства из нас лесистой средней полосы. Скалистые берега, поросшие изумительной красоты соснами, причудливым образом растущих прямо на скалах, нависают над кристально чистыми водами карельских озер.

Не менее колоритны и виды рыб, обитающие в местных водах. Хариус, язь, форель, палия, озерный лосось составляют золотой фонд местных водоемов. Крупный озерный судак, щука и окунь дополняют то разнообразие видов рыб, которые могут стать трофеями рыболова.

Для любителей ахтубинской рыбалки ловля в Карелии может показаться не столь интересной и привлекательной. Но те, кто готов променять количество на качество, найдут на карельских водоемах множество вариантов совершенствования своего спиннингового мастерства и умения «договориться» с крайне осторожным карельским хищником.

Съемочная группа телепередачи «Серебряный ручей» ранним августовским утром на двух загруженных до предела редакционных «Нивах» отправляется налаживать контакт с обитателями карельских озер. Наш путь лежит на берега Сегозера в село Паданы. Здешние места славятся большой популяцией озерного язя и хариуса. В отличие от речной формы, озерный язь и хариус, наряду с крайне капризным и привередливым характером, отличаются существенно большими размерами.

Путь в полторы тысячи километром и ощущения, возникающие у водителя, одолевшего маршрут, в полной мере может оценить лишь читатель, которому приходилось самому почти сутки петлять по славным российским дорогам. Однако красота карельской природы и открывшиеся перед нами виды озера заставляют забыть об усталости.

Сегозеро — огромный и необычайно красивый водоем. Вода его простирается до горизонта, скрывая противоположный берег в туманной дымке. Сотни островов и сложный рельеф береговой линии создают множество отличных мест для стоянки как рыбы, так и рыболова.

Берега озера скалисто песчаные.Разбросанные по водной глади острова, как правило, являются выступами скальных пород, густо поросших сосновым лесом с густым ковром мха. В августе острова окрашиваются в красный цвет от огромного количества брусники, растущей вперемешку с черникой. Множество насекомых и мошкары становятся отличным кормом для язя и хариуса.

Село Паданы — промежуточная цель нашей экспедиции. Именно отсюда нас должны забросить по воде на несколько десятков километров в самый труднодоступный район озера — Керчь губу. Спустя несколько часов под монотонный звук работы буксира мы наблюдаем за поросшими соснами скалистыми берегами, медленно плывущими за бортом.

Конечная цель нашей поездки Керчь губа — уникальное творение природы. Между двух скалистых берегов, поросших тайгой, образуется узкий и глубокий залив, на несколько километров врезающийся в береговую линию озера. Залив с сильно изрезанной, постоянно меняющейся береговой линией и целым каскадом островов является излюбленным местом концентрации озерного хариуса и язя. Большие глубины, у самых берегов сменяющиеся мелководными песчаными заливами, создают прекрасные условия для охоты на этих редких рыб.

Наш катер неспешно входит в залив, и капитан, искусно лавируя между одному ему ведомыми опасными участками, медленно продвигается вглубь губы. Мы медленно плывем мимо живописных скалистых островков, один из которых на ближайшие десять дней станет нашим домом. Острова полностью каменистые, и нам с трудом удается найти сравнительно ровный участок для палаток. Лагерь устанавливаем поистине в рекордные сроки — забыта бессонная ночь в дороге, забыты несколько часов болтанки на полутораметровых волнах Сегозера, мысленно мы уже на рыбалке.

Вечер проходит в рыбацких сборах. Каждый колдует над своим рыболовным ящиком, перебирая драгоценный скарб и создавая неотразимую для местных язей и хариусов спиннинговую снасть.

Хариус, а особенно — язь, вносят серьезную коррективу в спиннинговую оснастку. Обе рыбы не являются типичными хищниками и ведут полухищный образ жизни. Летом при большом количестве донного корма и обилии насекомых малек составляет лишь малую часть их рациона. Но с наступлением первых холодов и резким сокращением букашек и таракашек увесистые рыбины вынуждены обратить пристальное внимание на мелкую рыбешку. Вот тут и возникает первая проблема: от природы оба объекта нашего внимания имеют сравнительно небольшой рот, что и определяет размер спиннинговых приманок.

Рыба эта крайне осторожна, что требует от спиннингиста легкой, а порой и сверхлегкой оснастки орудия его ловли, и в то же время — сильная и достигает внушительного до 3-4 кг веса. Кроме того, места обитания хариуса и язя тесно переплетаются с местами охоты щуки и окуня, размеры которых в карельских озерах, безусловно, заслуживают уважения.

Все эти факторы требуют от спиннингового удилища при небольшом тесте иметь хороший прочностной запас на случай так всеми нами желанной хватки настоящей рыбины.

В экспедиции мы апробируем новые удилища "Silver Creek-Z». Наиболее хорошо зарекомендовали себя в условиях такой рыбалки спиннинги длиной 2,1 м с тестом 2-10 г, а также удилища длиной 2,4 м с тестом 5-15 г.

Легкое изящное спиннинговое удилище подразумевает применение небольшой, обеспечивающей хороший баланс снасти спиннинговой катушки. Хорошее впечатление оставила катушка EXCIA MX 3000, разработанная японской фирмой KEN: небольшой вес, хороший баланс с удилищем и высокая тяга, создающая ощущение уверенности в механизме.

Традиционно на протяжении многих лет мы применяем плетеные лески GOSEN. Отсутствие у полиэтиленовых лесок характерного шума при прохождении по пропускным кольцам удилища, характерного для других плетенок, едва ли не важнейший фактор при ловле столь осторожного хищника.

В ящике и многочисленных коробочках разложены маленькие воблерчики, вертушки, мухо-блесны — всем им завтра предстоит пройти экзамен на пригодность в здешних условиях ловли.

Утром озеро встречает нас густым туманом. Толстый борт надувного «Брига» укрыт слоем росы. Завожу мотор и, прогревая его на холостых оборотах, оглядываю сонные берега, чуть угадывающиеся в белой пелене.

Еще с вечера я мысленно наметил маршрут, по которому следует пройтись со спиннингом. Переплыв залив, ширина которого в месте нашей стоянки не превышает пары сотен метров, я оказываюсь под противоположным берегом, отвесной стеной свисающим над водой. Блесна-разведчик AGLIA LONG №2, практически всегда начинающая мое знакомство с новым водоемом, шлепнулась под самым берегом метрах в тридцати от меня и, весело завращав лепестком, устремилась в обратный путь вдоль самого уреза скалы.

Двухкилограммовая щука, притаившаяся в одной из каменных ниш, не выдержала такого посягательства на свои владения, а взвизгнувший фрикцион катушки жизнерадостно известил о начале нешуточной борьбы. Кто-то улыбнется, подумав, что щука на два килограмма не столь уж серьезный противник. В принципе, также думал и я, в растерянности наблюдая, как зубастая под визг фрикциона стаскивает третий десяток метров шнура.

Рыба, обитающая в этом озере с кристально чистой водой и не знакомая, как ее подмосковные коллеги, со всей таблицей Менделеева, обладает поистине фантастической силой и выносливостью, доставляя рыболову настоящее удовольствие от борьбы с достойным соперником. После первого затяжного броска зубастая красавица стала существенно сговорчивее и вскоре оказалась в моем подсачеке. Диалог со щуками был налажен, и в течение следующего часа еще семь матерых разбойниц потягались силой с моим спиннингом. Первый азарт прошел и тут же возник вопрос: а где же хариус и язь?

Обследовав еще несколько близлежащих участков и везде натыкаясь на всеми нами горячо любимых щук, я понял — пора мыслить творчески, иначе вся рыбалка превратится в щучью эпопею.

Заменив приманку десятиграммовой вертушкой MYRAN TONI, медленно подплываю к неглубокому заливчику, образованному двумя близ расположенными островами. При первой же проводке ощущаю характерную и очень осторожную язевую поклевку. Делаю подсечку, но безрезультатно. Так повторяется несколько проводок подряд. Язь — крайне осторожная рыба и, по-видимому, в применяемой приманке его что-то не устраивает, хотя рыба и проявляет к ней живой интерес.

Меняю приманку на такую же, но весом 7 г. Делаю максимально дальний заброс, предварительно удалившись от места стоянки язя. На падении вертушки следует решительная поклевка, и по характерным кругообразным вензелям, выписываемым рыбой, понимаю, что приманку взял язь.

Вначале рыба сопротивляется как бы нехотя, но, по мере приближения к лодке, все чаще и чаще начинает повизгивать фрикцион катушки. Здесь следует отметить, что применяя плетеную леску в сочетании с удилищем, обладающим быстрым строем, следует до максимально возможного уровня ослабить фрикцион катушки. Эта нехитрая процедура позволит за счет работы фрикциона катушки компенсировать отсутствие амортизационных свойств плетеной лески, а также скомпенсирует избыточную жесткость удилищ, обладающих быстрым и сверхбыстрым строем.

Язь держался у береговой линии. Опыт последующих дней показал, что излюбленные места стоянки язя как две капли воды похожи на щучьи. Незначительное углубление в береговой линии с торчащей из воды коряжкой или пнем оказывалось стопроцентным местом стоянки красноперого хищника. А вот в тихую ясную погоду эта осторожная рыба отходит от берега, и тогда отдает предпочтение донным возвышениям на глубине (по-карельски — лудам), обнаружить которые на просторах Сегозера без эхолота просто невозможно.

Найти стоянку язя еще не значит овладеть рыбой. Экран эхолота упрямо фиксирует четырех крупных рыбин на донной «шишке». Делаю проводку за проводкой — безрезультатно. Меняю приманки, захожу к луде с разных сторон, заброс за забросом не дает результата. Очередное обследование с помощью эхолота показывает, что одному из красноперых надоели мои ухищрения, и он покинул мой испытательный полигон. Но ведь три-то осталось!

На очередной проводке снижаю скорость до такой степени, что лепесток блесны, сбиваясь с работы, залипает к сердечнику. Именно в этот момент следует характерный язевый тычок, словно током отдающий в руку спиннингиста. Так совершенно неожиданно родилась новая проводка, которую я назвал «проводка с выключением лепестка». Как только скорость ведения блесны снижается до выключения из работы лепестка, следует язевая поклевка. Подтверждением этому стали три язя, обнаруженные мной с помощью эхолота, а спустя небольшой промежуток времени на дне заворочался и четвертый толстяк, вернувшийся на луду.

Здесь как нельзя кстати оказались сенсорные возможности удилища «Silver Creek-Z», позволяющие контролировать работу блесны и выключение лепестка в наиболее перспективном с точки зрения рыболова месте. Неоценимую услугу при подобном способе ловли дает и разноцветная леска GOSEN, позволяющая запомнить с помощью цвета место поклевки и в дальнейшем замедлять проводку и останавливать вращение лепестка именно в месте стоянки хищника. Кстати, в дальнейшем я с успехом применял подобную проводку и прием остановки лепестка на многих водоемах России и Украины при ловле различных рыб, и часто именно это спасало от нулевого результата.

Если говорить о времени ловли, то язь лучше всего радовал нас поздним утром и при пасмурной погоде, отлично ловился днем и до не позднего вечера. А вот с наступлением сумерек начиналось время хариуса.

В августе в Карелии темнеет достаточно поздно, можно ловить часов до десяти и даже до половины одиннадцатого в густых, продолжающихся достаточно долго, сумерках.

Определить стоянки хариуса довольно легко — это каменистые косы и прилегающие к ним галечные участки. Хариус выдает свое присутствие характерными кругами на воде, которые особенно хорошо видны по спокойной воде. С раннего вечера можно застать настоящее пиршество на поверхности воды у галечных кос. Но в отличие от шумной охоты, сопровождающей кормежку большинства хищников, это пиршество проходит в практически полной тишине. Круги и буруны на воде указывают — на охоту вышел крупный хариус.

Чего только я ни делал, пытаясь соблазнить хариусов в момент этой бурной активности, все было безрезультатно. Думаю, в моменты такого беззвучного пиршества на высоте оказались бы рыболовы-нахлыстовики, но с уважением относясь к этому виду рыбалки, я ее, к сожалению, не практикую, поэтому пришлось выкручиваться из сложившейся ситуации и строить некую пограничную с нахлыстовой спиннинговую оснастку.

Большой тонущий стример на спиннинге "Silver Creek-Z» с тестом 2-10 г мне удавалось забрасывать метров на пятнадцать. Но этого при соблюдении тишины на сносимой в сторону жора хариуса лодке оказалось вполне достаточно для успешной рыбалки. Проводя стример короткими рывками в поверхностном слое воды, я вызвал весьма активный интерес рыбы.

Однако, самая интересная рыбалка наступала в сумерках, когда хариус уходил с поверхности воды и сменял в меню козявок на мелких рыбешек и крупных водных насекомых. В это время самым главным было грамотно занять место. Оптимальным в данных условиях являлся участок напротив каменистой косы с глубиной от полутора до двух метров. Ведя приманку в полводы, я охватывал все горизонты толщи воды, и хариусу легко было обнаружить приманку.

В условиях сильно ограниченной из-за слабого освещения видимости следовало предположить, что лучше других должны работать вращающиеся приманки с яркой окраской. Но в реалии все получилось наоборот — самыми эффективными оказались достаточно крупные медные вращающиеся блесны и небольшие спокойных цветов воблеры японской фирмы DUEL. Хариус не требовал особо сложной проводки и хорошо брал на спокойное, чуть медленнее средней скорости ведение блесны. Самую важную роль играл выбор глубины. Стоило сместиться чуть мельче полутора или чуть глубже двух метров, как поклевки полностью прекращались. По-видимому, участок с указанным интервалом глубин в это время года и является местом обитания основного стада сегозерского хариуса.

Незаметно пролетели десять дней бесконечных поисков, экспериментов и изучения рыбьих повадок на далеком озере, таком же прекрасном, как и вылетающая из воды в неистовой свече с распушенными плавниками рыбина, заставляющаяся учащенно биться сердце истинного рыболова.

 

Вернуться на предыдущую страницу

2009 © Все права защищены, при любом использовании материалов данного сайта, активная гиперссылка на pro-udochka.ru обязательна