Ловля форели в реке Медвежьей (Карпаты). Отчет

Сколько лет ловлю спиннингом, но не перестаю удивляться каждой пойманной рыбе. Особенные переживания вызывают трофеи, добытые в доселе невиданных местах, в непривычной обстановке или на незнакомом водоеме. Рассматриваешь только что вынутую из воды рыбу и не веришь, что ее поймал именно ты.

Успехи друзей по команде в такого рода экспедициях переживаются с едва ли не большим энтузиазмом. Словно на время похода образуется некое противостояние группы людей и окружающего пространства. Наша задача - разгадать очередную загадку природы, ее - оставить все в тайне, как есть...

Вот и сейчас, когда я рассматривал пойманную Андреем ручьевую форель, меня охватило донельзя знакомое чувство восторга. Рыба была невероятно красива, к тому же, по всем меркам, могла считаться трофейным экземпляром. На глаз в ней было никак не меньше 600 грамм, и это притом, что средний размер форели грамм 200-300, а в основном попадаются форельки с ладошку, не больше. Андрей же держал в руках настоящего карпатского «кумжака» - невероятный подарок гор, преподнесенный,словно специально прямо к нашему приезду...

Счастливчик и сам не мог поверить в произошедшее, и только после того, как форель аккуратно освободили от крючка и отпустили восвояси, принялся сбивчиво рассказывать о подробностях поимки рыбы. Мы слушали внимательно, так как любая информация могла помочь нам с Олегом влиться в ряды охотников за ручьевой форелью, добавить в свой послужной список эдакий вот слиток настоящего карпатского золота.

На первый взгляд, все было просто. Андрей выбрал точку в конце ямки, которая образовалась под разрушенным мостом (Олег стал «на входе»), при этом ему даже показалось, что он видел выходы рыбы наверх. Ширина участка составляла метров пятнадцать, так что вертушка долетала прямо под противоположный берег, туда, где в «бучильце» впадал небольшой ручеек.

Первые несколько забросов поперек реки успехов не принесли, и Андрей решил сменить вертушку на тюнингованный Long «О» красного цвета от Mepps. Блесна была доработана таким образом, чтобы включаться буквально при падении в воду. Вот и сейчас мотылек вертушки, приводнившись с едва различимым шлепком, немедленно взялся за работу, и русло Медвежьей неспешно принялся пересекать бесшабашный и такой доступный «гольян». Форель, стоявшая в центре омута, и по праву считавшая его своим, не могла простить нахалу беспардонного вторжения на свою территорию, и, чуть шевельнув плавниками, метнулась к возбудителю спокойствия... Именно этот бросок увидел Андрей краем глаза, прежде, чем ощутил удар по приманке и сделал рефлекторную подсечку...

Итак, первую рабочую приманку мы нашли. Как и советовал нам Валик, это была самая обыкновенная меппсовская нулевка, и последующие события только утвердили нас в этом мнении. После пойманной Андреем форели, мы еще несколько минут дружно обрабатывали ямку под мостом, несмотря на то, что пытаться поймать здесь что-либо после такого «бонуса» было самонадеянно. Конечно же, ничего и не поймали.

Решили спуститься ниже по течению - туда, где угадывались повороты и скалистые кряжи, а, следовательно, присутствовали углубления русла, в которых, как мы уже понимали, стоит искать местную форель в условиях низкой воды. Вне этих участков, на прямолинейных прогонах глубина реки едва достигала тридцати сантиметров, и почти везде ее можно было перейти в обычных резиновых сапогах. В кристально чистой воде просматривался каждый камушек, и ни о какой рыбе не могло быть и речи. На ямках же глубина достигала полутора метров, и вода приобретала небесно-голубой оттенок. Здравый рыболовный смысл подсказывал, что именно эти места должны быть обитаемы...

Солнце садилось и начинало темнеть, поэтому приходилось поторапливаться.

Пошли вдвоем с Олегом, - как оказалось, Андрей не переобулся и теперь в кроссовках последовать за нами не мог, остался у омута. Мы же форсировали реку вброд и спустились метров на двести ниже по реке, остановившись у очередного поворота Медвежьей. Взялись за ловлю...

В конце концов, я так и не понял, почему одни ямки на реке были заселены форелью, а другие, на вид не менее привлекательные - нет. В районе нашего лагеря мы нашли не менее пяти-шести точек, на которых, по всем признакам, рыба должна была стоять, но поймать удалось только на трех из них. Особо удачным оказалось место, которое мы назвали «у водопада», которое за два дня подарило нам целых три рыбы, одна из которых стала и моей первой пойманной дикой форелью...

Это была последняя точка на сегодня. Майский вечер стремительно угасал, и мы решили подытожить сегодняшнюю разведку боем, основательно обловив это невероятно живописное место, которое природа словно специально сотворила, чтобы бахвалиться своим безупречным вкусом. С высоты в несколько десятков метров по вертикальному базальтовому склону вода безымянного ручья ниспадала в русло Медвежьей. А чуть поодаль, на песчаном повороте реки, образовалась воронка-углубление неопределенной глубины. К тому же, на противоположной стороне этого естественного микроозера, которая представляла собой отвесную базальтовую скалу, наводнение оставило великолепный завал из поломанных стволов деревьев, веток, вылизанных до бела потоками воды, и затем высушенных на карпатском солнце...

Полные переживаний по случаю поимки Андреем форели, мы с непреходящим энтузиазмом обкидывали этот воистину необыкновенный омуток, каждую секунду ожидая поклевки, но все было тщетно... Видимо, река, одарив нас нежданным трофеем, решила, что этого вполне достаточно, чтобы мы оценили ее по достоинству. И серебристые «Лонги» раз за разом приходили пустыми. Начинало смеркаться, и вдруг резко повеяло холодом. Пора было возвращаться к лагерю.

Напоследок Олег предложил снять на видео эпизод, в котором я облавливаю озерцо, так как для фильма, который мы задумали сделать по итогам поездки, необходимы были кадры с моим присутствием. Для этого он уступил мне свое удачное место на входе в омуток, и взяв в руки камеру, принялся выискивать правильный ракурс, отдавая положенные оператору команды. Я неплохо справлялся с ролью «звезды сюжета» и исправно делал забросы под самый козырек из наваленных на противоположном краю ямки бревен. Мы сделали три или четыре дубля и собирались заканчивать съемку, когда случилось совершенно непредвиденное.

Стараясь с каждым разом выглядеть в кадре все естественнее, я усердно концентрировался на проводке, представляя, как блесна падает недалеко от засады форели, как она включается в работу, как рыба покидает свое укрытие и начинает красться за приманкой возле самого дна, и как она в тот момент, когда вертушка вот-вот покинет водную среду, делает решительный бросок... В момент, когда воображаемая форель должна была атаковать приманку, я рефлекторно сделал остановку со сбоем лепестка, и в этот самый миг реальная форель схватила мой серебристый в оранжевую точку «Лонг»!

Ощущение от поклевки было такое, словно через мое тело пропустили электрический разряд средней мощности. До конца не веря в происходящее, я подсек, и после короткой неравной борьбы, вывел на галечник небольшую форельку. Эта была точная уменьшенная копия того «монстра», которого Андрей поймал два часа назад. Моя первая ручьевая форель, невероятно красивая рыба из реки ... Я аккуратно освободил рыбу от крючка, и она тонким росчерком метнулась в глубину через мелководную площадку галечника.

Проводив ее взглядом, я сидел несколько секунд, наслаждаясь непередаваемым ощущением целостности, которое возникло во мне после этого эпизода, и только придя в себя, отвел взгляд от воды, и тут увидел глаза Олега. В них легко читалось многое - и удивление, и радость за друга, и легкая белая зависть... Он взял мою приманку в руку - серебристый «Лонг» нулевку, который мы разрисовали оранжевым лаком для ногтей, и произнес всего лишь одну фразу: «Я кидал такую же блесну в это место целых полчаса!». Я не нашелся что ответить...

Когда мы вернулись в лагерь, было уже темно. Андрей набрал дров и распалил костер. Оказывается, пока нас не было, он поймал еще одну форель буквально возле нашего лагеря. Рыбка была тоже небольшая, видимо близнец пойманной мной пеструшки. Соблазнилась она тем же нулевым «Лонгом», выскочив за приманкой из-под нависших над противоположным берегом реки веток. Это был уже какой-то результат. Три форели за один вечер, и все на «Лонг». Мы принялись наперебой рассказывать друг другу подробности поимки наших «экземпляров», отчего Олег как-то поскучнел и принялся за приготовления ужина...

Каша варилась на импровизированном очаге, который мы соорудили из камней, а наша команда расположилась вокруг костра на кариматах. Как только тела новоиспеченных охотников за ручьевой форелью приняли горизонтальное положение, усталость прошедших дней навалилась тяжелым грузом, и два основных человеческих желания - поесть и поспать, начали бороться за наше внимание. И только разговор, основной темой которого была, естественно, ловля форели, не давал им победить...

Тем временем, становилось все холоднее. В горах температура падает очень резко и в конце весны может запросто опуститься ниже нуля. Мы придвинулись вплотную к костру, и хотя лицо и руки обдавало жаром, спина и прочие тыльные части тела мерзли все сильнее... Принялись за кашу, и разговор плавно переключился с рыбной ловли на медведей, благо обстановка тому способствовала. Вокруг стояла самая натуральная тайга, и если на минуту забыть о том, что мы находились не так уж и далеко от центра Европы, легко себе было вообразить, что на многие километры вокруг единственные, кроме нас, прямоходящие существа облачены в толстые шкуры и весят, как минимум, несколько центнеров. На этом фоне полушутливые предостережения Влада и Валентина насчет «мишек», которые днем нами не воспринимались серьезно, глухой карпатской ночью стали весьма актуальны, и мы наскоро свернув трапезу заспешили в палатку. Остатки каши, чуть более половины походного казана, затащили под полог чтобы ее не растащила местная фауна...

Олег заснул практически фазу. Мы с Андреем еще мостились, создавая «броуновское движение» внутри палатки, а наш товарищ по оружию уже тихо сопел, отдыхая от ратных дел. Вскоре улеглись и мы, предварительно одев на себя все что можно, и плотно укутавшись в спальные мешки, так как ночь предстояла не из жарких.

Как это часто бывает, пока стелились, мне ужасно хотелось спать, казалось -только тело примет горизонтальное положение, сознание отключится. Но тут, как только все затихло, сон словно рукой сняло. Я лежал на спине, и события прошедших дней, как в хорошо смонтированном видеоролике, вдруг поплыли передо мной. Поездка, соревнования, горы, форель... Вдруг вспомнились зачитанные в детстве книги о приключениях английского зоолога Джеральда Даррелла, его поездки в дикие места планеты в поисках редких зверей, и то чувство, которое возникало во мне при прочтении тех строк. Сейчас я словно опять читал нечто подобное, только героем повествования был я сам и моя бесшабашная команда...

Как ни приятны были подобные раздумья, усталость брала свое, и я потихоньку стал проваливаться в царство Морфея. Реальность сновидения уже почти затянула меня, как вдруг резкий фомки й шум мигом вернул мое внимание в реальный мир, да так, что я подскочил в спальном мешке и, наверное, встал бы столбом, если бы не был застегнут на молнию. Мимо нашей палатки, с шумом ломая кусты, неслось что-то огромное. Я явно различил тяжелые быстрые прыжки, сопровождаемые треском ломающихся веток, затем это нечто прыгнуло со всего размаху в реку, породив еще одну

волну неописуемого шума и выбравшись на той стороне, ломанулось сквозь лес. По впечатлениям, размеры ночного гостя были внушительными - никак не меньше лошади, и шуму оно наделало столько, что сердце мое колотилось словно сошедший с ума метроном.

Все это продолжалось всего несколько секунд, а затем стихло. Я лишь успел дернуть Андрея, и теперь он сидел рядом со мной в палатке, не понимая, что происходит.

- Ты слышал? - спросил я его, и сам не узнал своего голоса.

- Что слышал? - переспросил он в недоумении, и тут же на противоположной стороне реки, на некотором отдалении от нас гулко треснула ветка, попавшая под ноги невидимого ночного визитера.

Он услышал, и сразу же мое состоянии передалось и ему. Мы сидели так несколько минут, боясь пошевелиться, но больше ничего не происходило.

- Что это было? - спросил Андрей, и я рассказал ему о том что слышал, прибавив в конце, что, скорее всего это было какое-то крупное копытное животное.

Андрей тут же вздохнул с облегчением: «Как же я сразу не подумал про копытное...», сказал он. Действительно, копытное... Давай-ка выставим кашу подальше от палатки - добавил я...

Вернуться на предыдущую страницу

2009 © Все права защищены, при любом использовании материалов данного сайта, активная гиперссылка на pro-udochka.ru обязательна