Рыбалка в Монголии
Автор: М. Ойзерман (Оригинал: В Северной Монголии)Природа Северной Монголии ошеломляет впервые попадающих в оти края людей. По сложившимся, видимо, еще со школы представлениям, Монголия - это сплошная пустыня, ну в лучшем случае степь, выжигаемая непрерывно палящим солнцем. Может быть, поэтому сопки и невысокие горы, сплошь поросшие смешанным лесом, великолепные луга с бесчисленными стадами скота в долинах, море цветов (особенно Весной) и хрустальной прозрачности реки, речки и ручьи приводят в восторг даже самых спокойных людей. Ну а если добавить, что в большинстве водоемов водится множество прекрасной и самой разнообразной рыбы, то нетрудно себе представить, какие чувства обуревают любого любителя рыбалки, попадающего в эту «землю обетованную».
В течение нескольких лет я трижды приезжал в Монголию работать и часто бывал в районе рек Селенга и Орхон. Й, конечно, в выходные дни я и мои товарищи отправлялись на рыбалку. Впечатлениями от этих поездок мне и хочется поделиться. Но прежде расскажу о том, как в Монголии охраняют рыбные запасы.
Сразу должен заметить, что еще перед въездом в страну вас предупреждают о соблюдении правил рыболовства. В Монголии очень эффективно действует рыбнадзор, хотя штатных инспекторов совсем немного. Кстати, в рыбнадзор здесь часто привлекают в качестве общественных инспекторов и советских специалистов.
Теперь о правилах рыболовства. Перед выездом на ловлю необходимо получить в инспекции так называемый бичик - разрешение, которое выдается на день, неделю или месяц за определенную сумму денег. Норма суточного вылова рыбы - 10 кг. Часто на месте ужения (а бичик выдается на точно определенное место, по желанию рыболова) проверяли у нас наличие бичика пастухи, пасшие скот неподалеку, или даже шофера, проезжавшие мимо по дороге. Если ловят без разрешения (а такое, к сожалению, случается), то информация о нарушении поступает в рыбнадзор и нарушитель платит солидный штраф.
Такая забота о сохранении рыбных запасов в МНР на первый взгляд удивительна: ведь в силу издревле сложившихся традиций монголы не ловят и не едят рыбу. Но, во-первых, молодежь уже начинает употреблять рыбу в пищу и монгольских детей часто можно увидеть теперь с удочкой, -а во-вторых, забота о рыбных запасах входит "в программу охраны окружающей среды.
Веб вместе взятое-и национальные традиции, и малонаселенность страны, и эффективный надзор за рыболовством - поддерживает большое количество рыбы в водоемах. Однако, к сожалению, надо отметить, что в водоемах, находящихся в промышленных районах, таких, как Улан-Батор, Дар-хан, Эрдэнет, количество рыбы резко сократилось. Аналогичная ситуация и в районах активного земледелия. Видимо, это связано с недостаточной очисткой промышленных вод и влиянием химизации сельского хозяйства.
Таймень, щука, хариус, ленок, окунь, сазан, чебак, налим - вот наиболее распространенные виды рыб монгольских водоемов и, естественно, самые популярные у рыболовов.
Множество рыбы обеспечивает здесь улов практически в любое время, ну а тонкая, хорошо сбалансированная снасть, терпение и сноровка позволяют поймать особенно ценные экземпляры, воспоминания о которых остаются на всю жизнь.
Самый большой таймень
В первый приезд в МНР на меня обрушились невероятные рассказы рыболовов о гигантских тайменях. Эти рассказы подкреплялись фотографиями, а также необычайно впечатляющими головами тайменей, развешанными в комнатах удачливых удильщиков. Я работал и в Сибири, и на Урале, ловил тайменей весом 5-7 кг, но великанов - никогда. С огромным нетерпением ждал я окончания запрета на рыбную ловлю в связи с нерестом. Наконец запрет кончился, и наши гидрологи сообщили, что пода в реке Орхон начала светлеть, а это необходимое условие удачной рыбалки.
В первую же субботу я с двумя опытными рыболовами отправляюсь за тайменем. Всю дорогу об этом только и разговоры, но когда подъезжаем к реке, то начинается дождь, и вода ну просто, как кофе. Настроение сразу падает. Со спиннингом делать нечего, и, наловив с трудом десятка два чебаков, закидываем донки на живца. С наступлением темноты немного половили спиннингом на «мыша». Но ни у кого ни поклевки, мало того - ни одного тайменьего всплеска. Удрученные, ложимся спать; дождь, не заканчивается, и надежды на утро мало.
Тем не менее уже около пяти мы на ногах. Темно, донки не проверяем - сдерживаем себя: хорошей рыбы нет все равно, лишь налимов полно.
Пока вскипятили чай, позавтракали, начало светать. Яма, в которой поставили донки, длиной метров пятьдесят, так что для ловли на блесну донки надо убрать. На первых двух снастях сидят налимы, каждый около килограмма, на следующих - ленки такого же размера. Последняя донка на самом краю ямы. Иду ее вытаскивать, а мои товарищи отправляются за спиннингами. Вытаскиваю потихоньку донку, чувствую: что-то есть, но не крупное. Когда до берега остается метров пять, под тонким слоем воды вижу какую-то странную «рожу» и хвост сбоку. Тащу энергичней, и в этот момент раздается могучий всплеск, из воды вылетает полутораметровый таймень, с грохотом падает в воду и, сделав еще два или три прыжка, исчезает в глубине, а на берегу лежит двухкилограммовый ленок, проглотивший моего живца. Еще не понимая, в чем дело, поднимаю рыбу - поперек туловища ленка две кровавые полосы! Теперь все ясно: и почему таймень так спокойно шел к берегу и почему он ушел. Я вырвал у него добычу изо рта. Дома мы смерили расстояние между рядами зубов на ленке - 22 см!
Век живи - век учись
При ловле спиннингом получаешь большое удовольствие обычно лишь при поимке крупной рыбы, а это, даже в Монголии, бывает достаточно редко. Зато при охоте с удочкой за хариусом испытываешь спортивный азарт всегда. Надо сказать, что в бассейне рек Орхон и Селенга хариуса чрезвычайно много, особенно в мелких ручейках. Хариус в основном некрупный, до 500 г, но до чего же это прекрасная рыба - стремительная, осторожная и изумительно красивая.
Однажды мы приехали на один безымянный ручеек, впадающий в Орхон. В Орхоне вода была мутная, и блесну рыба на брала, так что мы отправились по ручью. Время было посленерестовое, и, по общему мнению, рыба должна была быть в верховьях, куда все и отправились. Пройдя вместе с товарищами метров 800, я решил выше не ходить (уж слишком много народу прошло туда), остановился и стал ловить, медленно спускаясь к Орхону. Поймав несколько мелких хариусов, подошел к месту впадения ручья в Орхон. Здесь ручей разливался достаточно широко, глубина около метра. Делаю заброс (я ловил с поплавком в проводку) - поклевка и после непродолжительной борьбы - обрыв. Меняю поводок и ставлю леску диаметром 0,25 мм. Следующий заброс - поклевка и опять обрыв. Толще лески у меня нет, только 0,7 мм на спиннинге. Еще после нескольких обрывов обнаруживаю большую корягу, за которую рыба все время запутывает леску и рвет. Вытащить корягу из воды не могу, жаль, но приходится уходить с этого места. (После этого случая я поставил на удочку леску диаметром 0,4 мм и всегда носил с собой поводки разной толщины.) Единственное, что мне оставалось, попробовать половить в Орхоне. Куда идти - вверх или вниз? Решаю пойти вниз, тем более что не надо переходить ручей.
Пройдя метров десять, нахожу удобное место: огромные камни у берега, а за ними сильное течение и глубина около двух метров. При первом же забросе поклевка, и после долгого вываживания (здесь мне помогала катушка) подвожу к берегу и беру рукой огромного хариуса, не менее килограмма. Черная с фиолетовым горбатая рыбина с огромным, очень красивым спинным плавником, ну прямо как перо у павлина. Кладу трофей в сумку и делаю заброс. Хариус приятно похлопывает меня по боку. Снова поклевка, и снова такая же рыбина. Затем небольшой перерыв, опять поклевка и, несмотря на все мои старания, - обрыв! Затем еще обрыв. И лишь с третьего раза подвожу к камням крупного ленка - килограмма на четыре, но взять его не могу - уходит прямо из рук. Так вот кто рвет леску! Да, такая рыба не для моей удочки. Привязываю поплавок и крючок к толстой спиннинговой леске - ни единой потычки. Забрасываю снова удочку - поклевка следует незамедлительно! Вот вам и мутная вода, вот и цена уверениям, что рыбе в Монголии все равно какой толщины леска! Еще, наверное, около часа ловил я на этом месте. И в самом конце, перед уходом, мне удалось обмануть еще одного ленка, но на этот раз не такого большого - около 2 кг.
Когда мы встретились у машины, то оказалось, что все с рыбой, но таких крупных экземпляров, как у меня, не было ни у кого.
Интересно, что буквально через неделю мы приехали на то же место. Конечно, все опять бросились на Орхон. Я сразу пошел на «свое» место, а остальные - вверх. Рыба клевала у меня хорошо, но ничего похожего на прежние экземпляры уже не было. Тогда я решил подняться вверх к товарищам, посмотреть, как у них дела. И что же: на этот раз было все наоборот - они ловили «мою» рыбу, но уже вверх по реке. Вот и угадай!
Королева монгольских рек Если таймень - признанный король монгольских рек, то коронование щуки на королевский трон может показаться странным. Но орхонская щука - и это мнение не только мое, но и всех тех, кто ловил и ел эту рыбу, - вполне заслуживает такого титула.
Многие считают, что щука - рыба простая в ловле, не сильная, не пугливая, да и не вкусная. Что касается некрупной щуки, то, может быть, это и верно (кроме вкусовых качеств), но крупная...
Однажды мы долго и безуспешно охотились за тайменем в огромной яме на Орхоне, где совсем недавно ловили довольно удачно. Отчаявшись, взялись за удочки и стали ловить чебаков.
Поймав маленького чебачка, я насадил его на простейшую импровизированную снасточку и забросил. Вода была прозрачная, и, подводя снасточку к берегу, я увидел медленно двигающуюся за ней тень. От неожиданности я замедлил подмотку, и в то же мгновение щука (а это была она) схватила приманку. Рывок был настолько силен, что рукоятки катушки били мне по пальцам. С трудом затормозив, я начал подмотку с некоторым недоумением и небрежностью - щука, она ведь слабая!.. Эта рыба сразу развеяла все мои представления о «щучьих возможностях». Она выпрыгивала из воды, делая такие свечи, каких я никогда не видел у тайменя, кидалась' и по течению, и против, сама неслась к берегу, а потом рывком разворачивалась и неслась вглубь. Затем, утомленная, она довольно спокойно пошла к берегу, но, увидев меня, снова начала борьбу с прежней силой. Когда наконец рыба оказалась на берегу, я был изумлен не менее чем она сама.
Это была первая моя щука, пойманная в Орхоне, но далеко не последняя. Могу сказать только, что ни одна из них не сдавалась без борьбы, в то время как даже таймень частенько вываживался легко, особенно если после подсечки он бросался против течения и не догадывался развернуться.
Ну а уж когда та щука была сварена (она была около метра длиной), то единственно с чем можно было сравнить ее жирное нежное светло-кремовое мясо, так это с осетриной. Мне приходилось ловить крупных щук в Якутии и на нашем Севере, «характер» у них такой же, но вкус совсем не тот. Недаром, наверное, в некоторых подмосковных водоемах, как мне рассказывали, решили разводить монгольскую щуку.
Обычное место ловли щук - это так называемые затоки, тихие, часто заросшие речной растительностью заливчики. Кроме щук в этих затоках часто попадается окунь, да таких размеров, что нам, московским рыболовам, приученным к ужению «матросиков», и представить трудно. Поимка окуня весом 1,5-2 кг-рядовой случай, нередки 3-килограммовые и более крупные экземпляры. Какую радость при этом испытывают рыболовы, нетрудно представить. Жаль только, что крупный окунь практически никогда не попадает на удочку, а лишь на блесну и на донки. Кстати, довольно часто окунь клюет здесь на крупного кузнечика, что многих из нас совершенно поразило.
Понемногу о разном
Часто мы ловили на озерах сазана, не очень крупного, до 2-3 кг не более, но всегда успешно. Ездили и на небольшие ручейки, расположенные поблизости от нашего жилья. Крупной рыбы в таких ручейках почти нет, но эта рыбалка имеет свою прелесть. В таких узких мелких ручейках рыба очень осторожна и удильщик должен проявить большое терпение и сноровку, чтобы вернуться с уловом. Именно тут удается наблюдать, как интересно ведут себя хариусы и ленки. Часто, забрасывая наживку в абсолютно прозрачную воду, где видна буквально каждая песчинка, каждый камушек, вдруг замечаешь, как прямо на глазах на пустом месте возникает рыба, хватает насадку и моментально выплевывает ее, заметив неосторожное движение рыболова.
Иногда, идя по берегу ручья, можно увидеть в яме стоящую стаю рыбы. Подкравшись, осторожно забрасываешь насадку, поклевка следует сразу. Если при этом напролом вытащить одну-две рыбы, то клев прекращается. Однако если после подсечки осторожно вывести добычу ниже по течению и там вытащить на берег, то иной раз из одной ямы удается поймать несколько рыбин.
Очень увлекательна «игра» ленка с ярко окрашенным поплавком при ловле в проводку. Поплавок проплывает мимо куста, камня или коряги, вдруг с шумом на поверхность выпрыгивает рыба и заглатывает поплавок. Мне не раз хотелось вывести ленка на поплавке, но удавалось только подвести рыбу к берегу.
Однажды я ловил рыбу на ручье, сплошь заросшем кустарником по обоим берегам, где ветви кустарников нависали над водой. Рыба совершенно не клевала, но зато все время плескалась. Осмотрев ветку, я обнаружил, что многие листочки свернуты трубочкой, а в середине сидит гусеница. Насадив гусеницу на крючок, я ожидал немедленной поклевки, но мои надежды не оправдались. Тогда я насадил листочек целиком, и рыба стала клевать как бешеная. Затем я просто свернул пустой листочек и забросил - рыба продолжала клевать. Нужно отметить, что при такой ловле приходилось подсекать молниеносно, в самый момент поклевки, иначе рыба или выплевывала насадку или плохо подсекалась.
...Каждый раз, возвращаясь в Москву, я был уверен, что теперь уж подмосковная рыбалка потеряет для меня свою привлекательность. Однако проходило время, и я отправлялся на рыбалку и с удовольствием ловил даже «матросиков» и «подъершиков». Видимо, для истинного любителя рыбной ловли размер рыбы не основной стимул, однако рассказы о подмосковной рыбалке, к сожалению, очень часто не так увлекательны, как о монгольской, и я буду рад, если и читатель, прочитав этот очерк, испытает вместе со мной те чувства, которые испытывал я.