В нижнем течении Сырдарьи
Автор: С. Ярхо
Сманили нас на Сырдарью рассказы одного знакомого рыболова, побывавшего в тех местах. К нашему огорчению, в Московском городском турклубе никаких материалов по Сырдарье не оказалось. И, несмотря на то, что в нашем распоряжении имелись лишь отрывочные сведения об этой реке (альманах «Рыболов-спортсмен» № 6), мы решили ехать. 10 сентября мы вдвоем с товарищем погрузились - именно погрузились, а не сели, так как вещи, сложенные на перроне, напоминали в некотором масштабе пирамиду Хеопса, - в вагон поезда Москва - Ашхабад и через 41 час были в городе Казалинске. Этот районный центр расположен в Кзыл-ординской области, в нескольких километрах от Сырдарьи и примерно в 150 км от впадения ее в Аральское море.
На попутной машине благополучно добрались до реки (здесь ее называют просто Дарья) и поставили на берегу палатку. Настроение великолепное, тишина, огромная луна серебрит поверхность реки, южное звездное небо и тепло, которое особенно приятно после дождливой и холодной Москвы.
Проснулись утром и не поверили глазам: с северо-запада неслись грязно-синие низкие тучи, резко похолодало. Подошли к реке и были поражены цветом воды, который мало чем отличался от цвета кофе с молоком. Сначала мы решили, что где-то в верховьях прошли дожди. Но потом, уже, прожив три недели на Дарье, поняли, что это «нормальный» ее цвет. Можно представить себе, какая вода в Дарье в период разлива, если осенью заходишь в воду, а сапоги не видно! Сильный ветер, дувший против течения, гнал кофейные волны. Холодный ветер, тучи и совсем неприветливая река вконец испортили нам настроение. Собирать байдарку не хотелось, да и идти на ней в метровую волну на сильном течении, тем более по незнакомой реке, было рискованно. Решили переждать непогоду. К полудню начался дождь и продолжался не час и не два, а трос суток. Непрерывный дождь рядом с песками Кызылкумов! Местные жители рассказывали, что такой затяжной дождь для этих мест явление уникальное.
На четвертый день дождь стал ослабевать, между тучами начали появляться просветы и выглядывать солнце, но по-прежнему дул очень сильный холодный ветер. За эти дни вынужденного безделья мы узнали из разговоров с паромщиками много полезного о реке. Так, выяснилось, что в самой Дарье рыбу ловят только во время хода ее из Арала по последнему льду и в весеннее время. Ловятся жерех, усач, сом, чехонь, плотва, сазан. Это, конечно, не значило, что осенью в реке нет рыбы - мы видели даже из палатки, как выпрыгивают сазаны, но рыбы мало. Нам сообщили, что рыбу следует ловить в слабопроточной чистой воде заливов реки, стариц, арыков, каналов и озер. Оставалось выбрать маршрут: вверх или вниз, к морю. И здесь нам объяснили, что вниз по реке интересных мест мало и, что немаловажно, практически нет населенных пунктов, где можно купить хлеб и соль. Решено было подниматься вверх по реке в сторону поселка Баскара.
От Казалинска до поселка Баскара по реке, которая извивается как лента, не менее 35 км. На всем этом протяжении как сама река, так и пустынные низкие берега являют собой весьма мрачную картину. Достаточно сказать, что на всем пути мне удалось насчитать не более двух десятков чахлых деревьев. В нижнем течении Сырдарьи нет никаких кустарниковых зарослей, берега голые и пустынные. Даже несильный ветер поднимает на реке большие волны. Ширина реки меняется в пределах 100-150 м. Не зная фарватера, мы часто садились на песчаные и илистые отмели, но винт нашей моторки оставался невредимым: на Дарье нет ни коряг, ни камней. Течение заметно сильнее, чем, например, в нижней Волге.
Через четыре часа мы увидели впереди высокую плотину нового гидроузла Бас-кара. Для его возведения был прорыт канал, спрямляющий излучину реки (длина его около 4 км). Излучина реки длиной 20 км, отгороженная от нового русла дамбами, образовала старицу. Эта старица и была конечным пунктом нашего маршрута.
Старица Дарьи не изолированный водоем, она соединяется каналами с новым руслом. Дно старицы илистое, рельеф его сильно меняется: отмели и глубины до 8 м. Вода в старице значительно прозрачнее, чем в реке, и она голубоватого цвета. Температура воды не выше 18-20 градусов. Правый берег - обрывистый, глинистый, левый - песчаный, оба поросли травой. Кустарник растет только на островах, по его вполне достаточно, чтобы за час-два набрать хворосту на недельный запас.
Первые несколько дней мы ловили рыбу в самой старице, недалеко от лагеря, под крутым берегом, на глубине 5 м. Применяли поплавочные удочки и донки. Насадка - навозный червь, который мы привезли в фанерном ящике из Москвы, и нарезанные кусочки рыбы. Несмотря на то, что уловы каждый день были очень хорошие, нам не удалось установить никакой закономерности в рыбалке. Так, например, удочкой сегодня ловились сазаны, завтра сомята, в другой раз мелкий синец. На донках могло не быть ни одной поклевки в течение многих часов, а потом сразу подряд мы вытаскивали несколько крупных судаков. На донках с червем периодически начинался просто бешеный клев крупного синца и так же внезапно кончался. Короче говоря, идя на рыбалку, мы заранее не знали, что нам удастся поймать. Единственно, что было установлено твердо, это регулярный клев сомят. Но сомята были мелкие, не более килограмма, причем частые поклевки, да еще на донную снасть, не представляли спортивного интереса. Очень много в старице жереха и чехони, игру которых мы наблюдали каждую вечернюю зорьку. Но никакие блесны, ни ловля нахлыстом на стрекозу, ее личинку и кузнечика успеха не имели, хотя донной на червя удавалось, правда, очень редко, поймать и жереха и чехонь.
Имея в распоряжении байдарку с мотором, мы исколесили вдоль и поперек весь участок старицы между двумя дамбами толщиной не менее 10 км. Рыба ловилась везде, местами попадались очень крупные судаки и сомы, местами беспрерывно клевала мелкая бель: плотва и синец не более 100 г. Если мелочь ловилась в довольно стабильных местах, то в поимках крупной рыбы не было закономерности.
Погода же, крепко попугав нас в первые дни, установилась настолько хорошая, что просто не верилось, когда, сидя в лагере в одних плавках, слушали по «Маяку», что в Москве идет дождь со снегом. До самого отъезда стояла теплая погода, днем 25-30 градусов. Правда, тепло было только от восхода до захода солнца. Как только солнце спускалось к горизонту, приходилось сразу же тепло одеваться: температура резко падала, и ночью было не более 7-10 градусов.
Охотникам небезынтересно будет узнать, что на Сырдарье очень много утки, особенно на озерах в пойме реки. На старице считается, что уток мало, но это понятие весьма относительное. Возле нашего лагеря жила стая лысух, которая постоянно держалась возле места, где мы потрошили рыбу. Ружья у нас не было, и утки нас не боялись. Часто, возвращаясь на лодке с рыбалки, мы встречали стаи уток, которые совсем не боятся мотора и не улетают. Я направлял лодку прямо в стаю, а мой товарищ, сидящий впереди, на ходу пытался подсачеком поймать утку. Правда, попытки были безуспешными; хотя ему и удавалось накрыть утку сеткой, но она ловко ныряла, и подсачек водой отбрасывало назад:
Утка на старице совсем непуганая. Охотников нет, потому что на охоту местные жители ездят на озера. (Нет на старице и на Сырдарье и лодок.) Часто можно встретить на островах красавцев фазанов и кабанов, но охота на них строго запрещена. Кабаны в наше отсутствие неоднократно совершали разорительные набеги на лагерь. Однажды они осмелились распоряжаться у нас ночью, когда мы спали. После этого случая мы стали вешать на куст электрический фонарик, и ночные набеги больше не повторялись. Каждая ночь стоила нам двух батареек.
После детальной разведки рыболовных возможностей старицы мы решили ознакомиться с рыбалкой в арыках. Забегая вперед, скажу, что если наш участок старицы, несмотря на нестабильную ловлю, представлял собой исключительно интересный водоем, то ловля рыбы в заливах Сырдарьи и арыках просто сказочная. Может показаться, что эти впечатления московскою рыболова весьма субъективны: мол, после подмосковных ершей и розанов любая рыбалка окажется фантастической! Но что не совсем так. Мне приходилось ловить на Нижней Волге, Амуре, Оби, Лене и в Приморском крае. Везде своя специфика, везде отличная рыбалка. Не менее интересная рыбалка и даже более разнообразная в арыках Сырдарьи. Правда, в природном отношении пойма Дарьи из-за отсутствия растительности ни в какое сравнение не идет с упомянутыми местами.
В арыках и заливах Сырдарьи, исключительно богатых рыбой, ловля стабильна и разнообразна. Стабильна по двум причинам. Во-первых, потому, что рыбы просто много, и, во-вторых, как правило, устойчивая погода. В периоды похолоданий ослабевает клев сазана, зато резко активизируются судак и жерех, но при повышении уровня воды, когда прикрывают плотину гидроузла, клев рыбы всех пород ослабевает. Так случилось, когда после уборки риса в конце сентября стали подавать воду на поля, - уровень воды в старице и каналах поднялся более чем на метр. Клев рыбы ослаб, но рыбалка, как ни парадоксально, стала более интересной: уловы не снизились, но пришлось применять больше изобретательности, которой нам, москвичам, как известно, не занимать.
Какая же рыба ловится в арыках, каналах и заливах Дарьи"? Прежде всего, конечно, сазан. В арыках и каналах он мельче, но его значительно больше, чем в заливах. Размер сазана в арыках колеблется от 200 до 800 г. Мелкий сазан «стандартного» размера - 300 гр - клюет практически беспрерывно, и его просто нужно выпускать обратно. Сазан хорошо берет червя и растительные насадки, но у нас создалось впечатление, что он явно предпочитает нашего подмосковного навозного червя местному, который, кстати сказать, можно добыть с величайшим трудом. В заливе Дарьи сазан значительно крупнее: от 600 г до 2 кг. Поклевки его, разумеется, более редкие, но ловля исключительно интересная. Лучшее время для рыбалки - утро до 11 часов и вечерняя зорька. В эти часы по всей глади залива непрерывно выпрыгивают и шлепаются светло-бронзовые красавцы. Больше одной поплавочной удочки не требуется. Мы даже ввели ограничивающие правила для себя: применять леску не толще 0,3 мм, не пользоваться подсачеком, отпускать обратно сазанчиков меньше 600 г. Интерес к рыбалке от этого только возрос, причем участились случаи поимки крупных экземпляров. На залив мы ездили четыре раза, пойманных сазанов держали в холщовых мешках в воде. Вынутые из воды и положенные в мешках в лодку, они отлично переносили обратную дорогу в течение получаса. Затем мы обрезали у них первый зубчатый луч спинного плавника и пускали в большой садок (если луч не удалить, то сазаны зацепляются за сетку и быстро погибают).
Второе место после сазана принадлежит змееголову (китайская щука). Змееголов отлично ловится на червя и кусочки рыбки поплавочной и донной снастью. Причем донная, пожалуй, хуже, так как не позволяет вести активный поиск, да и змееголов чаще встречается у берегов. Рыба эта размером до 1 кг, как правило, стайная, и, обнаружив стайку, вылавливаешь подряд несколько штук. Экземпляры больше килограмма предпочитают кусочки рыбы, лягушат и встречаются поодиночке: их лучше ловить двумя-тремя удочками. Спиннинговые блесны змееголова не прельщают. Остается добавить, что рыба эта во вкусовом отношении значительно превосходит нашего зубастого хищника - щуку.
Сом, а точнее, сомята весом до 1 кг весьма многочисленны в арыках и заливах, но, на наш взгляд, ловля их спортивного интереса не представляет. Ловятся на лягушат, червя и кусочки рыбы. Правда, у нас случались курьезы, когда леска диаметром 0.4 мм рвалась, как паутина,- это клевали крупные сомы. Такие поклевки были только в старице и заливе Дарьи, в арыках крупного сома нет.
Хорошо ловятся в заливе жерех и судак, но интерес к ловле ограничен, так как эти хищники не обращают никакого внимания на блесны: им подавай лягушку или ее лапки, кусочки рыбы, червя. Судак и жерех из тех, которые нам попадались, достигают веса 3 кг. На быстринках арыков можно много наловить жерешков размером от 20 до 30 см на червяка.
И, наконец, достопримечательность Сырдарьи - усач. В слабопроточной воде усач не попадается. Мы ловили его на очень быстром течении на перекатах в арыках. На червя в проводку попадались маленькие усачи - весом до полукилограмма. Основная ловля усача производится в русле самой Дарьи; однажды при нас местным жителям был пойман на донку усач весом не менее 10 кг. Но нас почему-то не привлекала рыбалка на реке с неприятного цвета водой и очень сильным течением. Побродив со спиннингом по реке возле плотины, понаблюдав редкие всплески жереха и ничего не поймав, мы больше на самой Сырдарье не ловили.
За весь отпуск спиннингом удалось поймать лишь две щуки и одного судака в одном из арыков. В то же время очевидцы рассказывали, что на озерах поймы Сырдарьи отлично ловятся на желтые блесны жерех и щука, причем вода в озерах кристально чистая. К сожалению, нам так и не удалось побывать на озерах.
Несколько советов любителям, которым расстояние 2500 км - не помеха. Отпуск нужно планировать на период с середины сентября до середины октября. Никаких продуктов, за исключением тушенки и картошки, брать с собой не следует: все можно приобрести в поселке Баскара, включая, разумеется, дыни, арбузы и помидоры. Осенью нам не удалось ни разу встретиться с грозными обитателями пустынь - змеями, каракуртами и другими «достопримечательностями», в это время их нет. Желательно взять с собой байдарку или, в крайнем случае, резиновую лодку для переправы на острова. Добраться до описанных мест из Москвы несложно. Любым поездом среднеазиатскою направления до станции Казалинск. Из Казалинска несколько раз в день ходит автобус (остановка возле рынка, недалеко от вокзала) в поселок Баскара, что в 25 км от города.