Со спиннингом за голавлем

Автор: А. Лапутин

Сезон ужения голавля начинается с вылетом майского жука и продолжается до поздней осени. В отличие от других рыб он продолжает кормиться и в период нереста, который совпадает по времени с цветением черемухи. Корм у голавля разнородный. В течение летнего сезона он пожирает водоросли, насекомых, мелких ракушек, а ближе к осени - мелких рыбешек и лягушат. Как видно, свою пищу ему приходится отыскивать в разных слоях воды, а потому и держится он на разных глубинах. С наступлением холодов уходит на глубину, где и зимует. Средний вес голавля - 1-1,2 кг, но встречаются экземпляры по 8 кг и более.

При ужении не следует забывать о том, что у голавля весьма острое зрение. При относительно прозрачной воде и хорошем освещении, находясь в верхних слоях воды, он видит не только то, что находится на берегу, но даже различает окраску мелких насекомых, летающих над водой. Нахлыстовики хорошо знают, что стоит иногда только сменить мушку одного цвета на мушку другой окраски, как голавль начинает ее жадно хватать, в то время как к приманкам другого цвета остается равнодушным. Вообще-то о голавле можно сказать и больше, но, думаю, в этом нет необходимости. Здесь приводятся только те сведения, которые имеют практическое значение для рыболова. Что касается мест ловли, о которых пойдет речь впереди, то и они перечислены не все, а только те, которые хорошо изучены и проверены мною на собственном опыте.

Полагаю, что другие авторы восполнят недостающие пробелы и в будущем поделятся своим опытом на страницах альманаха.

Голавль водится во многих регионах страны, но отдает предпочтение рекам с быстрым течением, с песчаным, каменистым или галечным дном. Если характер реки иной, то и там эта рыба стремится найти места с более быстрым течением или выходит на отдельные струи.

Мне ни разу не удавалось поймать голавля спиннингом на блесну в реке возле камышей, когда он то тут, то там выпрыгивал из воды в погоне за стрекозами. Несмотря на все мои ухищрения и маскировку, все было бесполезно даже и тогда, когда он назойливо бил в одном и том же месте.

А вот второй пример. Проходя летним днем по обрывистому берегу реки, можно наблюдать иногда целые стайки голавлей, неторопливо плывущих у поверхности воды, но стоит только забросить блесну и подтянуть ее к стайке, как она рассыпается в разные стороны и исчезает. В данном случае рыбы, по-видимому, не жировали, а только плавились, так как не реагировали даже на падающий в воду корм.

Но в другое время на том же самом месте, когда голавли жируют, картина может быть иной. Здесь есть уже шансы на поклевку. Не подходя близко к краю такого берега (и не видя под ним воды), осторожно делают заброс блесны вслепую. Ведут ее недалеко от берега по течению реки. Делается все это осторожно, так, чтобы рыба вас не видела и не слышала. Разумеется, реку под берегом по предварительным исследованиям надо знать, и если там проходит быстрая струя, то есть возможность поймать иногда довольно крупный экземпляр. Поклевки чаще бывают ближе к вечеру. Рассчитывать на большой улов нельзя, но весь интерес такой рыбалки заключается в другом - в поиске нужного места, в увлекательнейшем процессе охоты.

Все это показывает, что, несмотря на присутствие голавля, поймать его спиннингом (как, впрочем, и многих других рыб) можно не везде и не всегда, а только в определенных местах и при определенных условиях.

Сравнительно успешно проходит ловля ниже разрушенных мельничных плотин, где есть достаточно мощные струи воды. Если они недостаточно мощные, то успеха не будет, несмотря на присутствие жирующих голавлей.

Никогда не забуду, как однажды в июне я ловил спиннингом голавлей у одной из разрушенных плотин на реке Северке (приток Москвы-реки). День был солнечный, жаркий. Голавли буквально под самым носом, словно дразня, беспрестанно выпрыгивали из воды. Обливаясь потом, я делал один заброс за другим, стараясь во что бы то ни стало выловить рыбу. Прочесывая каждую струйку, всякий раз после заброса вел блесну против течения, не давая ей достаточно хорошо заглубиться. В результате за весь день ловли поймал только одного голавлика весом 400 г, хотя голавлей посолиднев здесь было предостаточно и безусловно они жировали.

К тому времени я уже имел опыт ловли голавлей. Неоднократно и успешно ловил их на Москве-реке, ниже Карамышевской плотины, до 8 часов утра, когда работала одна турбина (при работе двух турбин голавли уходят), охотился за ними на реке Ранове (приток реки Прони), у бывшей мельничной плотины у деревни Ключи и в других местах.

Стараясь потом понять причину своей неудачи, я пришел к таким выводам. Струи воды на Северке были недостаточно мощные, поверхность воды была сравнительно гладкая, местность открытая и хорошо освещенная. Рыба находилась от меня неподалеку и, обращенная ко мне головой, видела меня как на ладони. Ко всему этому блесна шла в открытом пространстве, близко от поверхности воды и тоже так отчетливо просматривалась, что не могла ввести в заблуждение зоркого голавля.

Другое дело у Карамышевской плотины. Там голавль находился от меня на почтительном расстоянии. Делая забросы против течения, я вел блесну по течению, и притом в полводы, поэтому рыба, обращенная ко мне хвостом, не видела меня, а блесна, находясь на глубине, не позволяла рыбе распознать ее сущность. Вот почему успех был несравненно лучше.

Ну а случай на Северке с голавлями был для меня весьма поучительным: он показал, как в пылу азарта рыболов иногда теряет голову и забывает самые элементарные истины.

Есть и другие места, где мне приходилось ловить голавлей - это отдельные полосы воды с более быстрым течением, чем соседние. Не перекаты, не быстрины, а именно полосы шириной 10-15 м, глубиной до 3 м, которые чаще встречаются ближе к фарватеру реки. Не зная реки, определить их на глаз, только по внешнему признаку, довольно трудно - их надо знать.

Хорошие места для ловли голавля спиннингом есть, например, под Москвой на Оке возле города Озеры. Если из города перейти через мост на другую сторону реки (на правый берег) и идти вниз по течению, можно заметить ряд выдающихся с берега мысков, которые здесь называют «бычками». Каждый «бычок» имеет свое название: например, первый от моста - Симоновский, далее Спи-ридоновский, затем идут Мартьяновский, Гришкин и другие «бычки», и с каждого из них ловят спиннингом. Связавшись с местными рыболовами, можно узнать от них поточнее, с какого мыска лучше охотиться за голавлем.

Практически ловят здесь так. Забрасывают блесну поперек реки, чуть выше по течению и метров на двадцать дальше за струю. Дают блесне опуститься ко дну (но не до самого грунта) и делают концом удилища рывок вверх (что-то вроде подсечки). Ощутив вращение блесны, начинают подмс)тку лесы. Ведут приманку в полводы, не очень быстро, но так, чтобы она шла с напряжением и вращалась с максимальной скоростью - иначе голавля не поймаешь. Как только блесна войдет в зону струи и станет ее пересекать, напряженность хода блесны сразу возрастает! Леса сильно натягивается, приманка начинает жужжать, как волчок, и подниматься вверх. В это время подмотку лесы замедляют и ведут блесну с такой скоростью, чтобы она шла с напряжением, но не поднималась вверх (иногда приходится вести очень медленно). Перевалив струю, блесна попадает в более спокойную воду и, продолжая вращаться," начинает опускаться ко дну. В этот момент и бывают поклевки. На конце лесы ощущается короткий толчок, но не такой сильный и резкий, как у жереха, а приятный.

Голавль держится и жирует не на самой струе, а рядом с ней, на границе с более спокойной водой, и как только блесна вылетает из струи, он ее тотчас хватает. Такова техника ловли, на любой струе.

Почему именно здесь, а не в другом месте, легче поймать голавля? Да дело в том, что он очень хорошо видит, а тут, на быстрине, вода всегда немного мутноватая и освещенность на глубине меньше. Подстерегая добычу возле струи, рыба не видит блесны в самой струе, так как приманка вращается очень быстро, но чувствует ее приближение боковой линией. Как только блесна выходит из струи и попадает в поле зрения рыбы, она сразу хватает ее. Здесь, возле струи, рыба действует быстро, решительно и смело, иначе добыча уйдет. Струя мутноватой воды точно так же, как и трава, ограничивает поле зрения хищников, стоящих в ней в засаде. Они хватают приманку в тот момент, когда она на короткое мгновение проходит перед их глазами. В открытом же водном пространстве соблазнить хищника блесной очень трудно, особенно при медленной и равномерной проводке и хорошем освещении. В этих условиях рыба сразу замечает фальшь, и, не решаясь схватить подозрительную приманку, часто провожает ее. Помню случай на реке Протве: провожая мою блесну из глубины на поверхность реки, близко от берега, вышла громадная щука и, увидев меня, отвалила и скрылась. У меня даже в душе похолодело. Какая досадная осечка! А сколько таких отказов бывает там под водой, где мы их не видим. Как правило, хищник бросается на жертву из засады и только в случае промаха преследует добычу уже в открытом пространстве и хватает ее, если она уходит. Этот закон существует не только среди рыб, но и среди других животных.

Как показала практика, успешная ловля голавля спиннингом проходит только в местах его скопления во время жировки, когда между особями наблюдается конкуренция. Такими местами являются мощные струи воды ниже плотин в судоходных реках средней величины. Особенно хороши плотины, на которых имеется много струй разной мощности. Это позволяет выбрать из них ту струю и то место на ней, где с большим успехом может проходить ловля. Только здесь, и больше нигде, мне удавалось ловить спиннингом много голавлей, которые брали так же часто, как порой клюют пескари на удочку. Это было, например, ниже плотины на Оке, под селом Белоомутом, в середине июня. Но и здесь, не умея ориентироваться, можно было оказаться без улова. Приведу такой пример.

Однажды после моего возвращения с удачной рыбалки мне позвонил мой товарищ и, узнав от меня о результате и месте ловли, немедленно отправился туда. После его возвращения из разговора с ним я узнал, что он ничего не поймал, хотя и считался опытным рыболовом. Мой улов он объяснял чистой случайностью и заявил: «Голавль подошел к плотине, нажрался и ушел». Чтобы опровергнуть его версию и доказать ему, что он неправ, я в ближайшие дни отправился на то место, где он рыбачил, под ту же плотину, и поймал еще больше, чем в предыдущий раз. Вот тебе и «нажрался»!

Дело в том, что мой товарищ многого недоучел. В чем же его ошибка? А просто в том, что он ловил не там, где нужно. Для того чтобы сознательно найти то место, где держится голавль у плотины, надо в основных чертах знать ее устройство. Что такое верхний и нижний бьеф, знают все, но немногим известно, что дно реки ниже плотины засыпают камнем. А чтобы камень не унесло водой, отступив метров на 150 - 200 ниже, забивают поперек реки деревянные сваи. У берега концы свай выходят из воды и позволяют определить места их установки под водой, а вернее линию их установки. От плотины до свай глубина реки около 1,5 м, а ниже их - резко увеличивается. Если свай не видно, можно место их установки определить, промерив глубину (по резкому спаду).

Голавль держится на той струе,которая, пройдя свайное заграждение, затихает метрах в пятнадцати-двадцати ниже свай. Объясняется это тем, что голавль скапливается и жирует непосредственно за сваями, на глубине, где течение более слабое. Там он поджидает добычу, которую выбрасывает сюда эта струя. Такой будет третья струя. Ни на первой, ни на второй голавля не будет, потому что первая струя не доходит до свай, а вторая слишком бурная и мощная, которая уносит и выбрасывает корм далеко за сваями.

Для ловли под плотиной нужна лодка. Определив струю, на которой предполагается рыбалка, ставят лодку на якорь, рядом со струей справа по течению, где вода более спокойная, и метрах в двадцати-двадцати пяти выше свай. Забросы делают на 35-45 м так, чтобы при подмотке блесна пересекала струю наискось метрах в десяти-пятнадцати ниже свай (в зависимости от силы струи), и ведут ее на глубине 1,5-2 м, как раз в том месте, где держатся голавли. Чтобы обнаружить это место, сначала делают забросы на разную длину, прощупывая и «пристреливая» местность. При удачной ориентации успех будет обеспечен.

Техника ведения блесны здесь такая же, как и при ловле на любой другой струе, о чем было сказано подробно при описании ужения голавлей на Оке под городом Озеры.

Теперь поговорим о блесне, которая играет важную роль при ловле голавля. Обычно пользуются вращающимися блеснами среднего (длиной 30-35 мм) размера с якорьком № 10. Блесну большого размера голавль не возьмет, а маленькая не позволяет контролировать ее ход, то есть не будет ощущаться на конце лесы, особенно при далеких забросах. Блесна должна вращаться легко, то есть сразу вступать в игру при первой же потяжке, и быстро вращаться, даже при небольшой скорости проводки. Такой игрой обычно обладают блесны, имеющие тонкий (толщиной около 0,6-0,8 мм) лепесток и достаточно большую выпуклость. Есть блесны и с малой выпуклостью, которые отвечают всем нужным требованиям - это зависит от их конфигурации, оснастки и других причин. Например, быстрота вращения блесны зависит от соотношения ее частей - чем меньше разница между длиной и шириной, тем быстрее приманка будет вращаться.

Из числа наиболее распространенных блесен можно рекомендовать «Спиннер» (21 х 31 мм), есть специально «голавлевая» (похожа на «Спиннер») и другие. Я всегда ловил на «ромбик» (37 х 24 мм), он прост в изготовлении и работает безотказно. Что касается «универсальной», то для голавля она оказалась недостаточно подходящей как по напряженности хода, так и но быстроте вращения.

При отработке игры блесен могут оказать большую услугу карабины (вертлюжки), шайбочки, способы подвески лепестка и прочее. Цвет приманки латунный, неяркий. Можно к тройнику подмотать 2-3 красные шерстяные нитки, но делать это не обязательно.

Ставить груз непосредственно у блесны, то есть спаривать груз с нею, не советую. Во-первых, это увеличивает общий размер приманки, что нежелательно, во-вторых, ухудшает ее игру, особенно при малых и средних размерах. Груз лучше ставить на расстояние 60 см от блесны и далее. При средней дальности заброса это не будет мешать ловле. Вес груза должен быть около 28-30 г. При ловле на струе более легкий груз труднее вести на глубине, он вместе с приманкой будет выталкиваться течением на поверхность. Что касается стального поводка, то при ловле голавля он не требуется, хотя бывают случаи, когда вместо голавля попадается щука.

Удилище может быть любым - одноручным или двуручным, важно только одно - чтобы оно было чутким, то есть хорошо резонировало, позволяло ощущать ход блесны, ее игру. Грубое, повышенной мощности удилище не передает руке этих тонких ощущений.

Катушка подходит как инерционная диаметром намотки лесы 80-100 мм, так и безынерционная. Здесь, пожалуй, больше подходит инерционная, потому что далекие забросы не требуются, груз достаточно тяжелый, а чувствительность инерционной катушки, мне кажется, все-таки выше, чем у безынерционной. Да и леса диаметром 0,4 мм, которую обычно наматывают на инерционную катушку, позволяет брать среднего голавля без вываживания, к тому же для многих спиннингов она удобнее в обращении.

Голавля можно ловить целый день с перерывом с 15 до 17-18 часов, когда его клев ослабевает или прекращается совсем. С крутого берега лучше ловить, когда ветер дует в спину рыболова - в сторону воды, а часы ужения в летнее время - с 18-19 часов (по моим наблюдениям).

Для ловли под плотиной требуется разрешение-пропуск военизированной охраны речной милиции или разовый пропуск от начальника плотины.

 

Вернуться на предыдущую страницу

2009 © Все права защищены, при любом использовании материалов данного сайта, активная гиперссылка на pro-udochka.ru обязательна